Договор о режиме "Открытое небо" ("ОН") был принят в марте 1992 года в Хельсинки. Документ, в том числе, позволяет
гражданским судам государств-участников беспрепятственно летать над территорией друг друга. К сегодняшнему дню "ОН" действует в 34 странах мира. Киргизия подписала договор в 1993 году, однако парламент до сих пор не ратифицировал решение о присоединении республики к договору.
Никто о последнем факте и не вспоминал до первых чисел июня 2012 года, когда на заседании правительства премьер-министр Омурбек Бабанов заявил, что пришло время "привнести открытое небо в страну". Как считают эксперты, скорей всего, инициатива главы кабинета министров направлена на привлечение в экономику Киргизии внешних вложений и либерализацию инвестиционного и туристического законодательств.
По мнению вице-премьер-министра Джоомарта Оторбаева, "ОН" поможет значительно улучшить работу местных авиакомпаний. "В условиях жесткой конкуренции, они начнут работать еще лучше", - считает вице-премьер. С ним согласны и эксперты Центральноазиатского института свободного рынка (ЦАИСР).
- "Открытое небо" - это невмешательство госорганов в решения авиакомпаний по определению маршрутов, пунктов назначения, стоимости билетов и грузоперевозок. К основным выгодам "ОН" относятся: снижение цен на авиабилеты, интенсификация авиасообщений, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества пунктов назначения, снижение издержек для всех лиц, занятых в секторах торговли и туризма, - считают эксперты ЦАИСР.
- Сегодня воздушные перевозки между Киргизией и другими странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями, в которых прописываются авиакомпании с той и с другой стороны, маршруты, а также количество рейсов за определенный промежуток времени, - отмечают в ЦАИСР. - Пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом, осуществляемые на территории республики, подлежат обязательному лицензированию. И переговорный процесс выдачи лицензий зачастую непрозрачен и искусственно затягивается. Лицензию могут и вовсе не выдать, несмотря на соответствие всем требованиям.
"Открытое небо", полагают эксперты, позволит мировым авиаперевозчикам без ограничений летать в воздушном пространстве страны и даст им возможность совершать посадки-высадки пассажиров, а также погрузки-разгрузки в аэропортах Киргизии.
Что касается киргизстанцев, то подавляющее их большинство оценило инициативу по введению политики открытого неба положительно. На интернет-форумах в темах, посвященных полетам на самолетах киргизских авиакомпаний, публикуется огромное количество негативных отзывов о качестве услуг, предоставляемых местными воздушными перевозчиками, высокой стоимости билетов и низком уровне технической безопасности судов.
Как раз во время обсуждения предложения премьер-министра в аэропорту "Манас" произошло чрезвычайное происшествие - 18 июня аварийную посадку совершил "Боинг-737", вылетевший из Бишкека в Москву. Через несколько минут после взлета у судна была обнаружена неисправность - пилоты не смогли заправить шасси. Самолет благополучно приземлился. Как сообщила позже пресс-служба аэропорта, борт принадлежал одной из киргизских авиакомпаний. "Боинг" отогнали на стоянку аэропорта для "проведения технической экспертизы с привлечением сотрудников государственной инспекции по безопасности полетов".
Противники введения "Открытого неба" в Киргизии - местные авиакомпании. Их аргументы в основном сводятся к тому, что они просто не смогут работать на равных с зарубежными конкурентами.
- Правительство смутно представляет, что такое "Открытое небо". Его введение приведет к тому, что каждый будет делать то, что ему хочется, - полагает вице-президент одной из авиакомпаний Киргизии Талайбек Окенов. А руководитель другого воздушного перевозчика - Карим Дамин - считает, что сторонники "ОН" зря ожидают снижения цен на билеты.
По мнению представителей местных авиакомпаний, "Открытое небо" приведет к тому, что зарубежные перевозчики выдавят республиканских на внутренние рейсы. Последние - убыточны, региональные аэропорты находятся в ужасном состоянии и не соответствуют международным стандартам. В результате киргизские компании разорятся.
Не согласны противники "ОН" и с утверждениями о том, что цены на их услуги слишком высокие. Стоимость билетов, как они считают, объективна, покрывает все расходы перевозчиков. Например, на отнюдь не дешевый керосин. А что касается технической пригодности воздушных судов, то, увы, с этим действительно не все так хорошо. Только четверть всех самолетов, зарегистрированных в республике, имеют летную годность.
Поддерживает киргизские авиакомпании и министерство транспорта и коммуникаций страны. Внедрение "Открытого неба" на данный момент, по мнению министра Калыкбека Султанова, может быть выгодным только для иностранных перевозчиков. "У них огромные преимущества. Их самолеты обладают большой дальностью и вместимостью, топливной эффективностью. Наша задача - наоборот, увеличить долю киргизских перевозчиков на рынке международных перевозок. А внедрение "Открытого неба" приведет к резкому сокращению деятельности отечественных авиакомпаний и потере большого количества специалистов и рабочих мест", - сказал чиновник.
Но несмотря на возражения авиаперевозчиков, вопрос внедрения "Открытого неба" в Киргизии уже решен положительно. По крайней мере, на правительственном уровне. "Нужно определиться в приоритетах. Либо это улучшение обслуживания населения, развитие туризма в частности и экономики в целом. Либо защита априори убыточных отраслей. Политика "Открытого неба" принесет республике дивиденды", - уверен первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев.
Подтвердить или опровергнуть эту уверенность должны будут депутаты парламента. Это, скорей всего, произойдет осенью 2012 года, когда народные избранники выйдут на работу после летних каникул.
мнение
Мураталы Токтобеков, заместитель директора департамента гражданской авиации:
- Конечно, интересы национальных перевозчиков должны быть соблюдены при внедрении "Открытого неба" в республике. Сейчас этот вопрос активно обсуждается в обществе. Позиция нашего ведомства такова: мы "за", но проходить процесс внедрения должен постепенно. В принципе, и сейчас воздушное пространство над республикой открыто. Если какая-то зарубежная авиакомпания просит дать разрешение на перелет в третью страну через Киргизию, мы идем ей навстречу. Например, недавно турецкая авиакомпания получила разрешение на открытие рейса Стамбул - Бишкек - Улан-Батор. Так или иначе, но сейчас заинтересованные ведомства прорабатывают детали внедрения "Открытого неба" в Киргизии. По-этому я не могу сказать сейчас, как это будет или что изменится. Скажу лишь, что если будет открыто воздушное пространство, то летать кому захочется и как захочется, не позволят. В любом случае будут проходить переговоры, устанавливаться какие-то условия. Без этого никак нельзя.
Кстати
C 2006 года большинству киргизских авиаперевозчиков - 16-ти из 22-х - запрещены полеты в Европу. Они находятся в так называемом черном списке, куда попадают компании, чьи самолеты не соответствуют требованиям технической безопасности ЕС.