Покупку "Фольксвагеном" концерна "Порше" назвали "сделкой века"

К августу в автогигант "Фольксваген" полностью вольется автомобильный концерн "Порше". В Германии произведенную операцию называют "сделкой века". Но российские эксперты не прогнозируют серьезных изменений ни на мировом, ни на российском рынке.

Это обычные игры собственников с перекупкой акций, которые не отражаются ни на продажах, ни на модельной политике", - пояснил "РГ" глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. И все-таки перед Россией открываются новые перспективы. "Фольксваген", чьи производства уже глубоко вошли в наш рынок, эксперты часто называют "флагманом российского автопрома". И не исключено, у нас могут начать производить и спортивные авто "Порше". Но, похоже, это произойдет не скоро. Как рассказала "РГ" представитель "Фольксвагена", о переносе производства этих машин на предприятия концерна в России говорить пока рано.

Тем временем в самой Германии сделка наделала много шума. За 4,5 миллиарда евро "Фольксваген" приобрел двенадцатую автомобильную марку, сэкономив полтора миллиарда евро налоговых взносов и заплатив фиску лишь 100 миллионов. Осуществить сделку удалось за счет несовершенства германского налогового законодательства.

Слияние двух концернов, напомним, планировалось лишь на 2014 год - тогда бы это произошло без всяких налогов и выплат. Однако от досрочной сделки ожидалась настолько большая выгода, что юристы "Фольксвагена" почти два года искали лазейку в законодательстве. Как все гениальное, продажа без налогов оказалось очень простой: вместе с деньгами к "Порше" перешла одна акция "Фольксвагена". В результате сделка стала называться не покупкой, а реорганизацией предприятия. Юридически формально все было так чисто, что даже финансовое ведомство города Штутгарта дало свое разрешение на операцию. "Бентли", "Бугатти", "Ламборгини", "Дукати" - все эти автомобили класса люкс уже давно выходят из-под крыши концерна "Фольксваген". Кто бы мог подумать, что и славная модель "Порше" производится на его платформах? Два немецких автомобильных концерна давным-давно крепко связаны.

И нынешнее слияние двух марок наблюдатели рассматривают как логическое завершение долгого пути навстречу друг другу. Как рассказал "Российской газете" один из официальных представителей "Фольксвагена", за счет дальнейшего слияния ожидается ежегодная выгода в 700 миллионов евро. Предполагается, что возникшие вследствие покупки "Порше" экономические синергии помогут немецкому концерну закрепить лидерскую позицию в мировом автомобилестроении.

Ранее, по словам собеседника "РГ", все оперативные сделки двух предприятий проходили раздельно. То есть "Порше" и "Фольксваген", несмотря на некую финансовую зависимость, функционировали как автономные автомобилестроительные концерны. Теперь же гордое имя "Порше" будет ассоциироваться с "народным автомобилем", доступным для всех и каждого. Однако владельцы и акционеры предприятий действовали не из благотворительных побуждений. Ведь как бы ни гремело имя благородной фирменной марки для зажиточной публики, из долгов "Порше" вылезти так и не удалось. Теперь около 2,5 миллиарда "покупной" суммы сразу же пойдет на компенсацию задолженности. Можно сказать, "Фольксваген" сам сэкономит на своем же приобретении.

Симулированная покупка "Порше" вызвала цунами возмущения в германских политических кругах. По словам председателя традиционно ориентированной на бизнесменов Свободно-демократической партии Райнера Брюдерле, "Фольксваген" просто нагло обвел государство вокруг пальца и обворовал его граждан. Незамедлительно последовала реакция министров финансов 15 федеральных земель, единогласно потребовавших реформы закона о налогообложении сделок по реорганизации предприятий.

Тем временем из-за высокой безработицы, резко обострившейся в ходе долгового кризиса, сбыт новых легковых машин упал практически во всех странах Евросоюза. Зато российский автопром уверенно держится "на колесах". Россия сейчас по продажам хорошо растет - на 14 процентов с начала года, опережая мировой прирост, который составляет 7-8 процентов. По мнению главы аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, поддержку рынку оказывают посткризисное становление экономики, рост зарплат идоходов граждан, минимальная безработица, высокие темпы автокредитования под низкие процентные ставки. Причем во втором полугодии эти благоприятные тенденции еще сохранятся.

Но если в начале 2013 года на европейских финансовых рынках вспыхнет новый кризис, что неминуемо затронет банковский сектор России, то продажи автомобилей из-за падения кредитования могут резко пойти вниз. Отразится это и на самих предприятиях. "Но пока все спокойно и это благоприятствует тем, кто думает покупать или менять машину", - говорит Сергей Целиков.

Выравнивается ситуация с продажами и в Соединенных штатах Америки. Там автомобильный рынок набирает темпы роста и приближается к объемам в 14 миллионов авто в год по сравнению с 18 миллионами штук в докризисном 2007 году. 

Цифра

14 процентов составил рост продаж российских автомобилей с начала этого года