48-й аэрокосмический салон Фарнборо для нашей страны сразу как-то не заладился. Высокопоставленные представители российской делегации никак не могли получить визы в британском посольстве в Москве. А без них участие отечественного авиапрома в салоне становилось бессмысленным. Пошли разговоры, что задержка с выдачей виз может быть связана с поддержкой законного правительства Сирии. Представители же посольства заявляли: все проблемы из-за наплыва россиян, желающих посетить туманный Альбион именно в июле-августе, и связано это не только с Фарнборо, но и с Олимпиадой. Все, кто подавал заявки на визы заранее, получили их без проблем. Тем не менее для ускорения оформления документов и снятия всех напряжений потребовалось вмешательство МИД России. В итоге визами обеспечили всех, российская делегация убыла на салон в Фарнборо в полном составе.
А вот "Русские витязи" пролетели. Это случилось в первый раз за всю их историю, и позорно потому, что в Британии к этой группе относятся с особыми симпатиями.
Осенью 1991 года шесть Су-27 только что сформированной группы "Русские витязи" прошли с низкой скоростью на бреющем полете над резиденцией королевы-матери в Шотландии. Грациозный пролет высоко оценила вся королевская семья. Полет тогда выполнили строевые летчики Басов, Баженов, Букин, Ганичев, Дятлов и Личкун. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где "Витязи" летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows. С тех пор наших "летающих рыцарей" в Британии всегда принимают очень тепло.
Однако на этот раз организаторы "Фарнборо-2012" были вынуждены отказать группе, точнее, двум Су-27, в участии в летной программе аэрошоу. Причина уважительная. Российские истребители не прилетели в установленный для всех срок и просто не вписались в летную программу, которая определяется и утверждается заранее.
Почему такое случилось? Причина, как утверждают хорошо информированные источники в ВВС и службах, связанных с организацией показов отечественной военной техники за рубежом, в "забывчивости" министра обороны. Для вывоза военной техники за рубеж, а истребители Су-27, естественно, относятся к военной технике, необходимо заранее оформлять специальную лицензию, которую выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.
Как утверждают наши источники, все необходимые для заявки на лицензию документы были своевременно переданы в канцелярию министра обороны, где пролежали без движения до конца прошлой недели. А когда пресса подняла шум и задалась вопросом: почему "Русские витязи" оказались невыездными, даже выданная в пожарном порядке лицензия уже ничего не решала. Салон "Фарнборо-2012" для "Русских витязей" оказался закрыт.