Виктор Мережко: Региональная авиация - дело государственной важности

Виктор Мережко, сценарист, режиссер

 

- Думаю, что дороги в России будут строиться еще лет двести, потому что Россия необъятна и еще не освоена до конца. Что же касается региональной авиации, о развитии которой \"РГ\" пишет на 1-й и 2-й полосах, то работает она во всем мире очень эффективно, при том, что она достаточно не дорогая. Я считаю, что это дело государственной важности, потому что в случае каких-либо внештатных ситуаций именно она может стать важнейшим инструментом сообщения между городами, воинскими частями и так далее. Более того, мне самому, безусловно, иногда приходится терпеть неудобства из-за отсутствия региональной авиации. Когда из одного населенного пункта в другой на самолете можно долететь минут за двадцать, съемочной группе приходится проделывать этот путь на машине, тратя на езду по несколько часов. Мне кажется, что если программа по развитию региональной авиации и существует, то пока только на бумаге. А ведь это дело, нетерпящее отлагательства. Без нее идет моральная и патриотическая деградация народа, потому что вся страна должна знать, чем живет каждый ее уголок. Однако, как это для меня ни прискорбно, я не верю в быстрое ее возрождение. Существует опасность того, что все опять будет разворовано, а про планы, которые есть на бумаге, все очень быстро позабудут.

При этом неправильно и оскорбительно все списывать на российский менталитет. Наш народ - работящий, очень добрый и честный. Но дело в том, что страна наша огромная и рычагов управления просто не хватает. Ведь у нас почти нет профессионалов своего дела. Если в советские времена они выращивались, то сейчас этого не происходит. В итоге на руководящие должности приходят некомпетентные люди, которые видят своей главной задачей не эффективное управление порученным им участком, а \"распил\" и разворовывание национального достояния. Чтобы не допустить прихода к власти таких коррупционеров, надо всех без исключения заставить подчиняться закону, вне зависимости от социального положения и должностей. Это очень сложно. В этом смысле показателен американский пример. Там страшновато жить, потому что закон в этой стране беспощаден. Так же должно быть и у нас.

Возвращаясь к проблеме подготовки кадров, могу заверить, что в советские времена мы имели лучшее в мире образование, как среднее, так и высшее. Так что в этой сфере нам надо хотя бы вернуться к тому, что было тогда. Советская власть, как бы ее сейчас ни ругали, была великой потому, что выстроила очень четкую систему. У нас был свой национальный кинематограф, была великая литература, несмотря на цензуру. И хотя сейчас поменялись реалии, существуют вещи, которые нельзя переносить на рыночную основу. Я говорю о сверхценностях, под которыми следует понимать образование, культуру и науку.