Собянин рассказал о первых запланированных действиях в "новой Москве"

Событие, в предвкушении которого Москва жила целый год, произошло: с 1 июля ее площадь выросла в 2,4 раза.

Как осваивают городские власти присоединенные территории? Что нужно сделать для того, чтобы не повторить прежние ошибки в развитии столицы, ставшие в конечном счете тормозом для развития всего региона? Какие приоритеты у правительства Москвы? На встрече с журналистами Сергей Собянин обозначил 10 первоочередных шагов, которые предстоит сделать по Большой Москве.

1. Хорошая хозяйка, прежде чем строить любые грандиозные планы, сначала наводит в доме порядок. Вот и Москва начала работу на новых территориях с генеральной уборки. "Надо вывезти оттуда горы мусора", - объяснил мэр. И продолжил: "Я порой слышу опасения, вот придет Москва к нам на новые территории и порушит замечательную экологию. Но когда вы проедете хоть раз по этим местам, то первое, что увидите, - это свалки вокруг населенных пунктов, второе - лес, на треть изъеденный короедом, который требует серьезной санации и восстановления". Поэтому одним из своих первых распоряжений он объявил учения гражданской обороны, участникам которых вменена единственная задача - очистить эти территории. Уже 5 июля туда выехали представители городских служб 9 округов столицы (всех, кроме Зеленограда) и москвичи-добровольцы. В общей сложности - 7 тысяч человек, 450 машин и погрузчиков. За первый день они вывезли 1,5 тысячи кубометров твердых бытовых отходов. На уборку им дано 3 месяца. Но если дело пойдет такими темпами и дальше, доложил на оперативном совещании заммэра Петр Бирюков, то с расчисткой управятся и раньше. Параллельно с этим специалисты департамента охраны окружающей среды и природопользования занимаются оздоровлением леса.

2. Выяснилось, что нельзя откладывать и дороги, ибо половина их - грунтовые, и после первого дождя они станут непроезжими, и тогда не добраться ни "скорой помощи", ни машине с продуктами в местный магазин. Чтобы этого не произошло, решено засыпать их асфальтовой крошкой. Изготавливают ее из дорожного покрытия, которое снимается в ходе ремонта московских улиц. "Это - временная мера, пояснил мэр. - Позже, разумеется, все дороги заасфальтируем".

100 млн кв. м жилья может быть построено в Большой Москве

3. Далее для улучшения транспортного сообщения новых территорий с остальной Москвой нужны уже капитальные меры. В частности, в этом же году начнется работа над проектом реконструкции Калужского шоссе, которое будет расширено с нынешних четырех до 8-10 полос движения. Кроме того, оно получит выход не только на МКАД, но и на Ленинский проспект. Метро власти не считают целесообразным вести далеко в область, но до поселка Коммунарка, скорее всего, дойдет. Продление же Сокольнической линии (до 2015 года) до Солнцево заложено в программу развития метростроения.

4. На чем же лучше всего все-таки добираться до новых округов? Собянин считает, что самым надежным транспортным средством будет электричка. "В Москве 80% населения пользуются общественным транспортом, - напомнил он. - А в Подмосковье лишь 35%. Остальные едут на личных авто, забивая и МКАД, и вылетные магистрали. Для решения этой проблемы в мире не существует альтернативы развитию пригородного сообщения. Относится это и к нам. В последнее время в регионе количество пассажиров электричек возрастает на 15-20% в год. В 2012-м их ожидается 600 млн человек, но это не предел - можно увеличить до 900 млн. Для этого требуются вложения, в частности, на создание дополнительных путей, специально для движения электричек и закупки нового подвижного состава". На юго-западе такие пути будут проложены в двух направлениях - в Смоленском и до станции Усово. Вместе с железнодорожниками Москва поставила задачу: электрички там должны ходить, как метро, каждые 5-7 минут.

5. "Будут ли выведены на новые территории железнодорожные вокзалы?" - волновало журналистов. "Пока нет ни таких проектов, ни возможностей. За последние 60 лет они пришли в упадок. Недостойно в центре Москвы иметь полуразрушенные бомжатники вместо современных вокзалов. Вместе с РЖД мы создали программу их реконструкции и за несколько лет приведем все в порядок".

6. То, что около миллиона жителей Подмосковья каждый день ездят на работу в столицу, конечно же, ненормально. "Мы должны изменить ситуацию, при которой рабочие места создаются только в центре города, а по окраинам строится лишь жилье", - сказал Собянин. В новой концепции развития московской агломерации, над которой по заказу Москвы работают вместе с российскими архитекторами лучшие урбанисты мира, ставится цель уйти от моноцентричного города к полицентричному развитию: "Почему мы говорим о создании на новых территориях административно-делового, финансового, инновационного центров: прежде всего потому, что они тянут за собой создание сотен тысяч рабочих мест. Они нужны не только тем, кто живет на этих территориях, но и жителям "старой Москвы" - из близлежащих районов, где тоже дефицит рабочих мест. Причем это будут современные высокопроизводительные места, и не только в Сколково, но и в наукограде Троицке, научных кластерах, созданных РАН. Говоря о сроках, мэр поставил задачу: основные инфраструктурные проекты должны быть реализованы в 2013-2014 годах, чтобы в 2015-2016 годах инвесторы могли начать работу по созданию инновационных предприятий. В том, что капитал туда пойдет, Собянин уверен: "В Москве мы вынуждены устанавливать ограничения, так как она и так слишком перезаселена. Новые же территории дают новые возможности для коммерческого строительства.

7. "Будет ли проведена ревизия инвестконтрактов, ранее заключенных на присоединенных территориях властями Подмосковья?" - спросили у мэра. "Конечно, - ответил он. - Мы не можем с закрытыми глазами принять все, что дают. Посмотрим, что за проекты созданы, насколько они соответствуют законодательству. Если все в порядке, ради бога, пусть строят. Если допущены грубые нарушения, существует судебный порядок для расторжения таких договоров".

8. По оценкам экспертов, в 20-километровой зоне Москвы уже выдано разрешение на возведение 7 млн кв. м жилья. Намерена ли Москва остановить его сооружение? Оказывается, нет.

- Пусть строят. Чего мы боимся? - вопросом на вопрос ответил Собянин. - Мы не собираемся разрушать территориальные схемы развития и генпланы поселений, утвержденных муниципалитетами. По нашим данным, там предусмотрено строительство 30 млн кв. м жилья. А потенциал этих мест еще выше - до 100 млн кв. м. Жилья строится много - 2 млн кв. м в год в Москве и 7 млн кв. м в Подмосковье, тем не менее обеспеченность им у нас на человека по 19 кв. м, в то время как в среднем по России - 21 кв. м и еще выше - в мире. Поэтому строить его, конечно же, надо. Другой вопрос, что нужна сопутствующая социальная инфраструктура. И чтобы транспортная инфраструктура успевала. Этого правила город намерен придерживаться сам и требовать его строжайшего соблюдения от инвесторов.

В частности, за ликвидацию очереди в детсады столичные власти берутся немедленно. До конца текущего года к имеющимся там 39 садикам должны открыться еще 5.

9. На решение проблем присоединенных территорий бюджетом Москвы в текущем году выделено 12,7 млрд руб. Не пострадает ли от этого "старая Москва"? "Конечно, когда начинаешь любую стройку, сначала надо вкладывать деньги, - признал Собянин. - Но, во-первых, большей частью проектов вроде расширения того же Калужского шоссе мы все равно бы занялись, а сейчас лишь приблизили сроки их реализации. Но главное, если не создать в Москве благоприятные условия для ведения бизнеса сейчас, то он просто убежит из столицы. И тогда бюджет города "схлопнется", он не сможет выполнять свои социальные обязательства перед москвичами. Поэтому вложения нужны прежде всего для того, чтобы в будущем городу получать серьезные доходы".

10. И, конечно же, не могли журналисты обойти то и дело поднимаемого политиками вопроса, возможно ли объединение Москвы с Подмосковьем? "Мало реально, - последовал ответ. - Представьте себе, что они объединятся. В области проживают 7,5 млн человек, которым после объединения мы будем должны выровнять зарплату, все выплаты и социальные стандарты. На это уйдет весь бюджет города, предназначенный для его развития. В результате инвестиций будет ноль, а то и минус". Начисто отверг и идею создания федерального столичного округа: "Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря о столичном округе, прежде всего имел в виду расширение Москвы, а не создание еще одной административной нашлепки. Смысла в ней я не вижу. Полномочий у этого округа никаких нет. Значит, надо отнять их у субъектов РФ, то есть менять все федеральное законодательство и тогда уже действительно заниматься объединением города и области".

Опрос

68% москвичей положительно оценивают деятельность Сергея Собянина на посту мэра Москвы. Такие данные опубликовал по итогам социологического опроса Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В заслугу мэру и его команде жители столицы ставят улучшение состояния дорог (30%), благоустройство города (24%) и организацию парковок (13%). При этом вопросы состояния дорог, а также ситуация с мигрантами лидируют и в рейтинге промахов городской власти: так считают 23% и 5% горожан, соответственно.

Как выяснили социологи, чем старше респонденты и чем выше их материальная самооценка, тем чаще они позитивно оценивают деятельность главы города. Например, 75% пенсионеров и тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее, удовлетворены его работой. 45% москвичей готовы поддержать Сергея Собянина на пост мэра и на будущих выборах. На второе место из кандидатов они поставили Михаила Прохорова (11%), на третье - Алексея Кудрина (5%).

Социологи по телефону опросили 1200 человек.