Обозреватель "РГ" побывала на новой киностудии Главкино

В новом киноконцерне Главкино, который находится на седьмом километре Новорижского шоссе, большие экскурсии водились пока что лишь трижды.

Первая - Константин Эрнст показывал комплекс Дмитрию Медведеву, когда тот занимал наивысший пост в государстве. Во второй раз здесь был организован "спецпоказ" для продюсеров, режиссеров и других гостей 34-го Московского Международного кинофестиваля в рамках Moscow Business Square. И вот в начале июля на Новую Ригу привезли две группы журналистов. Повод - работа второй сессии Сценарной лаборатории проекта "Культбюро". Молодые сценаристы обучаются в новых учебных классах кинокомплекса. После занятий участников семинара и представителей СМИ провели по новой студии.

Новый русский "мэйджор"

...Огромные буквы вдоль шоссе, словно отсылающие к советскому прошлому - ГЛАВКИНО. Вспоминается фильм "Шпион", созданный по принципу: фантазии по мотивам советской реальности. Но еще раньше в голову приходят ассоциации с "Собачьим сердцем" Булгакова "Главрыба" - "Абырвалг". "Главкино" - "Ониквалг" - гигантские буквы можно читать  и справа налево, и слева направо. Но сама студия совсем не советская. Скорее похожа на немецкую - такая новехонькая разноцветная большая красивая игрушка. Часть фасада исполнена в виде телевизионной таблицы. Говорят, что так было задумано архитекторами еще до того, как к составу руководителей (Илья Бачурин, Федор Бондарчук) присоединился Константин Эрнст. Но на самом деле в этом можно увидеть знак того, что здесь можно снимать не только кино-, но и телепродукцию.

Яркие краски, даже на лестничных перилах цветные заклепки, стеклянные стойки… Внешне - советского нет ничего. Не то что киноконцерн "Мосфильм". Там во время прогулки вспоминаешь Советский Союз очень часто. Стены и переходы, несмотря на шахназаровский ремонт, там прокурены и намолены. И кем прокурены! И кем намолены!

Однако пока обещают, что снимать на Главкино производителям будет на порядок дешевле, чем на "Мосфильме". И это, в принципе, радует, хотя и не очень верится в то, что сюда вдруг повально ринутся производители - известно, что на российских, в частности, на московских, студиях снимать кино очень дорого. Вот и едут кинематографисты  в Белоруссию, Одессу, Польшу, Чехию... Куда только не едут.

Мы заходим в самый большой павильон, он пока пустует. На улице - жара, а тут прекрасный микроклимат: система кондиционирования соответствует мировым стандартам. Тут можно даже снимать кино "с дымком" - предусмотрена и система дымоудаления. Огромные зеленые лестницы ведут к потолку, высота которого - 24 метра. Этот потолок выдерживает нагрузку 1200 кг на точку - подвесить можно все, что угодно.

В павильоне продумано даже то, что тут нет так называемого "минус первого этажа" - пол также выдержит самые тяжелые нагрузки.

Первыми клиентами Главкино были представители Comedy Club Production. Именно здесь, в новом павильоне-гиганте, проводились съемки популярного шоу телеканала ТНТ Comedy Battle, и вскоре их могут возобновить. В киноконцерне снимался и фильм Джаника Файзиева "Август. Восьмого". На Московском кинофестивале этого года знаменитый режиссер Питер Гринуэй получил грант на проведение съемок в Главкино. Так что через несколько лет есть шанс, что и здешние стены будут намолены.

Во втором павильоне, куда мы идем, наблюдается более оживленная картина - там остались декорации после съемок фильма "Страна хороших деточек" - фантастическая сказка с элементами приключений по книге Анны Старобинец выйдет к Новому году. В этом кино снимаются Ирина Пегова (мама), Владимир Грамматиков (дедушка) и Наталья Селезнева (бабушка), а их непослушная дочка-внучка попадает в страну, где обитают только хорошие дети.

Затем нас ведут в аппаратную, показывают уникальную камеру, позволяющую снимать в 3D, пульты "управления полетами", встроенные в столы экраны-"тачскрины" и другую технику. Не ведут нас только на крышу. Хотя и рассказывают, что крыша - лучшее место, которое стоит обязательно посмотреть. Хорошая, говорят, крыша, но сегодня она закрыта.

Тут нужно сказать, что гуляем мы по Главкино в теплой компании: режиссеры Борис Хлебников, Оксана Бычкова, Андрей Зайцев, Евгений Звездаков, продюсер Елена Яцура и генеральный директор Продюсерского центра "Иван!" Александр Бондарев. Кроме того, с нами европейские гости - преподаватели Сценарной лаборатории  - Элби Джеймс (Великобритания), он также куратор школы сценаристов, что проходит в рамках Берлинского кинофестиваля, и Саллуа Хекх - педагог и сценарный консультант из Германии. Ну и, конечно же, стайка молодых режиссеров и сценаристов. Все эти люди и есть участники Сценарной лаборатории, куда нас, собственно, и пригласили и где сидеть на занятиях не менее интересно, чем рассматривать студию Главкино.

ГВГ и Предсексие

Сценарная лаборатория была создана три года назад проектом "Культбюро" и руководством международной образовательной программы Generation Campus (этой программе - пять лет). Работает она на грант, выделенный Общественной палатой, плюс помощь таких студий, как Главкино. За три года обучения отсюда вышли несколько десятков сценаристов и режиссеров. И некоторые из их сценариев находятся на разных стадиях производства в российских кинокомпаниях.

В этом году Сценарная лаборатория работает девять месяцев - с февраля по октябрь. При таком сроке у каждого участника вполне может родиться хороший проект. Конкурс нынче был порядка 100 работ, из которых в итоге отобрано 12.

Спрашивается, что хорошего могут написать молодые сценаристы, когда они еще абсолютно не знают жизни. С другой стороны, когда люди взрослеют, жизнь порой подкидывает такие сценарии, что фиксировать их на бумаге нет уже ни времени, ни желания, ни сил. Это раньше в сценаристы и режиссеры приходили люди, умудренные жизненным опытом. А сейчас молодая взрывная энергия призвана изменить ситуацию в кинематографе. Недаром почти все участники питчинга, на котором мы присутствуем, рассказывают о том, что их проект либо рассчитан на аудиторию от 18 до 34, либо его герои - молодые люди, либо и то и другое вместе взятое.

Для тех, кто не знает, что такое "питчинг", в двух словах можно объяснить - самопрезентация своего проекта перед потенциальными инвесторами. Происходит от английского глагола pitch, что означает "выставлять на продажу". Российский продюсер Елена Гликман определяет "питчинг" как первую пробу своей идеи.

Итак, молодые сценаристы рассказывают, о чем хотели бы сделать кино. Их слушает авторитетное "жюри" и любо скрыто зевает, либо ввязывается в дискуссию. Молодой режиссер Андрей Зайцев (его фильм "Бездельники", кстати, победил на последнем Интернет-кинофестивале в "РГ") напомнил обозревателю "РГ", что совсем недавно на "Кинотавре" во время питчинга он и его коллеги были по другую сторону стола - представляли свои проекты таким именитым продюсерам, как Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Роднянский и другие. "Только у нас было две с половиной минуты на все, а тут у ребят целых пять минут", - улыбается он.

Режиссер и сценарист Павел Руминов - именно его фильм "Я буду рядом" победил на последнем "Кинотавре" - ввязывается в дискуссию с молодым сценаристом Олегом Богатовым, представляющим сценарий под названием "Охота на Витька".

- Мне кажется, работа сценариста заключается не в том, чтобы собрать все факты и обрушить на нас, а в том, чтобы на основе фактов создать фильм, где зрители плачут и смеются, - говорит Руминов. И спрашивает Олега:

- Скажи, у тебя есть блокнот? Я не вижу тут ни у кого блокнотов.

- У меня есть жж, который закрыт для всех, - говорит Богатов.

- А эротические эсэмэски в вашем сценарии вы сами придумываете или ищете фактуру? - не унимается Руминов.

Тут выясняется, что эсэмэски  - правда жизни, потому что герой Богатова  - молодой ученый-математик имеет в жизни реальный прототип - это приятель сценариста. Автор сценария не представляет, как можно так жить, и, чтобы разобраться, начал работать.

- Есть ли актер на главную роль? - спрашивает Руминов?

- Какой-нибудь Том Хэнкс, - мнется Богатов.

- А кого вы видите режиссером?

- Среди русских? Минус один, - отвечает молодой сценарист.

Диалоги

Европеец Элби Джеймс, послушав на питчинге сценарии самих сценариев, говорит о новом поколении российских авторов так:

- Я часто вижу не сами сценарии, а фильмы. Я люблю российский кинематограф, и мои предпочтения  - Эйзенштейн, Тарковский, а из современных - Попогребский и Меньшов. Я в курсе последних веяний в вашем кинематографе, и наша встреча на этом семинаре показала, что есть некая тенденция: существуют авторы, что хотят делать фильмы, которые сложно смотреть, и продюсеры, которые понимают аудиторию.

- За 15 лет мы уже такую аудиторию сформировали! Зачем тогда удивляться, что есть канал, который нам заказывает: "не меньше четыре трупа за одну серию", - говорит продюсер Александр Бондарев.

- Наша работа в этой лаборатории заключается в том, что нужно делать правдивые фильмы в той форме, в которой аудитория готова их принять.

Я хочу научить сценаристов, как увлечь именно массового зрителя.

И второе, что мы хотим донести: современный зритель хочет видеть в кинотеатрах жанровое кино, - продолжает Элби Джеймс.

- Скажите честно, вы считаете, что русское кино тяжелое? - спрашиваю я у него.

- Да, - отвечает Элби.

Знаменитый европейский педагог также делится своими тремя правилами фильма для большого экрана. Первое - необходима самоидентификация с главным героем. Второе - в каждом фильме должно быть путешествие. Внутреннее или внешнее, но чтобы оно было большим, серьезным и основательным. И третье - история должна быть кинематографичной, режиссеры должны ее увидеть.

Анна Гудкова, программный директор Сценарной лаборатории, она же - куратор питчингов на "Кинотавре", а говоря простыми словами - подвижник, потому что для кинообразования в нашей стране в последние годы она сделала больше, чем кто-либо другой, приводит в пример те места или аббревиатуры в работах сценаристов, которые вводят в ступор даже известных, видавших виды актеров, не говоря уже о молодых:

- Молодая актриса, которая приезжала к нам в лабораторию, признавалась, что просто теряется, когда читает в сценарии аббревиатуру ГВГ - что означает: текст должен произноситься Глаза В Глаза. Или представьте себе, что автор сценария написал: "в ее глазах возникает флэшбэк". Ну а вершина всего - ремарка в сценарии: "Предсексие…"

Режиссер Ольга Дарфи - та самая, которая появилась на открытии 34-го ММКФ в маске Pussi Riot, также занимается в лаборатории. Рассказывает мне, что хотела бы сама писать сценарии в своих картинах, так как авторов найти крайне сложно, а, возможно, потом и вовсе уйдет в сценаристы. На вопрос, что ей дало обучение здесь, отвечает, что, во-первых, четче вырисовался сценарий на всех уровнях - идея, герой - все прошло "обработку".

- В этом и задача здешнего обучения - извлечь из каждой истории "электрический" импульс. Для меня это полезный опыт. Я раньше больше снимала артхаус, - говорит Ольга.  - И главное, что я здесь получила обратную связь. Занятия помогли мне понять, что именно интересно остальным.

Спрашиваю Ольгу Дарфи о том, что сейчас лето, работают многие киношколы и все чаще приглашаются голливудцы и европейцы для того, чтобы учить русских снимать кино, и не все относятся к этому однозначно.

- Мы же не обезьянки. Мы живем в России и будем отталкиваться от своих реалий. Но неплохо бы и в России расширять сознание и улучшать вкус. Нужно уметь транслировать свои ценности на мировом уровне, - отвечает девушка.

…Думаю, в этом одна из причин и создания всего киноконцерна Главкино. Хорошо, что цели совпадают.

Цифры

3107 квадратный метр - площадь самого большого съемочного павильона в Восточной Европе  - он выстроен тут же, в Главкино.  Общая площадь всех помещений тут 33 тысячи квадратных метров. Весь кинокомплекс разместился на 10 гектарах. Всего съемочных павильонов 12, самый маленький  - 120 квадратных метров. Помимо этого - декорационные павильоны, гаражи. Строят второе офисное здание. Согласно макету, на центральной аллее Главкино будут причудливые фигурки, напоминающие футуристические гигантские макароны. Вокруг много зелени - ее старались не трогать…