В самом центре столицы, в весьма недешевом кафе на голову посетителю свалилась крыса. Животное с перепуга поцарапало и покусало мужчину. Руководство заведения и не подумало возместить гражданину моральные и физические страдания, только сделало царский жест, предложив несчастному не платить за чашку чаю, которая в этот момент стояла на его столике. Такое предложение в итоге обошлось заведению весьма недешево.
Случился этот казус еще зимой. В тот февральский день предприниматель по фамилии Дедюра зашел со знакомым в столичное кафе на Нижней Радищевской улице. Пока мужчины разговаривали и пили чай, случилось дикое событие: из люка в потолке зала Дедюре на голову упала крыса. Животное укусило и расцарапало голову посетителю. Пришлось ему обратиться в травмопункт. Там оказали первую помощь и написали, что у человека "укушенная рана волосистой части головы". Медики направили пострадавшего в Институт Склифосовского, где ему сделали прививки от столбняка и бешенства.
Истец, не дождавшись реакции руководства вполне себе солидной сети общепита, в которой успешно работают десятки филиалов по всей столице, попросил суд взыскать с ответчика 500 000 рублей в качестве морального ущерба и 7300 рублей за услуги юриста.
Как оказалось, представители кафе не отреагировали не только на травму своего клиента и его письменную претензию, но и на повестки из суда. Так что решение было принято в отсутствии ответчика. По словам защитника пострадавшего, крыса из популярного кафе доставила его клиенту массу проблем. Во-первых, неприятные прививки, после которых 9 месяцев мужчине было запрещено заниматься спортом, которым он увлекается и употреблять алкоголь. А у него как раз в это время родился ребенок и гражданин даже не смог отпраздновать это событие. Во-вторых, работа мужчины связана с командировками и он одну из прививок пропустил, после чего пришлось цикл начинать снова.
Суд решил взыскать с заведения 106 900 рублей пользу пострадавшего и 53450 рублей - в доход государства. В настоящий момент Роспотребнадзор возбудил против сети кофеен дело об административном правонарушении и вынес представление о его устранении.
Сказать, сколько подобных исков рассматривается в российских судах, невозможно. Никакой специальной статистики по животным, которые мешают посетителям в магазинах и точках общепита, не ведется. Все эти дела идут под общим названием: "Нарушения закона о защите прав потребителей". А сюда входит и несвежая продукция, и обсчет, и хамство персонала.
Единственное, что можно сказать, это то, что исков по закону о защите прав потребителей за последние годы стало в разы больше. Мы, наконец-то, учимся цивилизованно защищать свои права.
Кстати, абсолютное большинство таких судов - примерно 90 процентов - заканчиваются в пользу потребителей товаров и услуг.