Новация трехлетнего бюджета - его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов и повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и расходов. При планировании бюджетных трат минфин отныне будет ориентироваться на базовую цену нефти за несколько лет, а не за один год, как раньше. Так, в 2013-2015 годах в ведомстве предлагают считать базовой среднюю цену на "черное золото" за пятилетний период для 2013 года. В 2014 году базовой будет считаться шестилетняя цена на нефть, в 2015 - семилетняя. В перспективе этот показатель вырастет до десяти лет.
Если же стоимость барреля превысит базовую цену, избыток доходов отправится в Резервный фонд. Из него же в минфине рассчитывают брать деньги для покрытия дефицита бюджета в случае падения цен на нефть. В ведомстве рассчитывают, что объемы Резервного фонда с каждым годом будут расти, достигнув к концу 2015 года 6,5 процента ВВП. Нормативная величина фонда - 7 процентов ВВП. Если случится так, что денег накопят больше, то бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. "При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации", - говорится в документе.
Также в соответствии с новыми бюджетными правилами будут формироваться и основные характеристики бюджета на более долгий срок - до 2030 года. В приоритетах минфин однозначно сохранит модернизацию социальной сферы и ЖКХ, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации.
Расходы госказны на социальную политику будут расти с каждым годом, обещают в минфине. В 2013 году на социальные обязательства из федерального бюджета планируется потратить 3901,4 миллиарда рублей, это немного меньше показателей текущего года в 3930,2 миллиарда. Но начиная с 2014 года траты на социальную политику составят 4008,5 миллиарда рублей, в 2015 году эта сумма увеличится до 4197 миллиардов. Выходит, что удельный вес расходов на социальную политику в ближайшие три года будет чуть выше трети всех расходов страны.
Не оставили без внимания составители документа и качество оказания государственных услуг. Для этого в минфине предлагают обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда с учетом "социального пакета" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения. Проще говоря, бюджетникам платить теперь будут не за пребывание на рабочем месте, а именно за качество и эффективность предоставляемых населения услуг.
Помимо социальной политики, одной из первых в списке приоритетов минфина идет статья "Национальная оборона". Уже со следующего года расходы на нее предлагается повысить на 25,8 процента по сравнению с 2012 годом. В дальнейшем темпы повышения будут потихоньку снижаться. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в следующем году увеличатся на 9 процентов. При этом, считают в минфине, необходимо сокращать штатную численность военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Прилично могут увеличиться со следующего года и расходы федерального бюджета на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Запланированное повышение - 24,4 процента.
Правда, по ряду статей расходы предполагается сократить. В 2013 году на образование может быть потрачено меньше на 2,8 процента, в 2014 году - еще на 8,9 процента. Но это, объясняют в минфине, связано с тем, что будет завершен ряд проектов в сфере образования. Сократят и финансирование здравоохранения. На него в 2013 году хотят потратить на 8,7 процента меньше, чем в этом году. А в 2015 году расходы на здравоохранение снизятся сразу на 17,8 процента. Впрочем, общий объем госрасходов на эту сферу не уменьшается, меняется лишь источник финансирования с увеличением акцента на систему обязательного медицинского страхования.
К 2015 году российский бюджет должен стать профицитным, надеются в минфине. Предполагается, что в следующем году дефицит государственной казны составит 1,3 процента ВВП. В 2014-м, благодаря сокращению неэффективных расходов, этот показатель удастся свести к 0,4 процента ВВП. А вот уже в 2015 году, предполагают в минфине, доходы бюджета превысят расходы на 0,3 процента ВВП.
Кстати
Доходы федерального бюджета составят в 2013 году 12,3 триллиона рублей, в 2014 году - 13,6 триллиона, в 2015 году - 15,2 триллиона рублей.
Расходы планируются в объеме 13,3 триллиона рублей в 2013 году.
В 2014 году они увеличатся до 14,1 триллиона рублей, в 2015 году - до 15,3 триллиона рублей.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
- Доходы бюджета на следующий год определены в пределах 12,4 триллиона рублей. При расчете минфин опирался на умеренно оптимистические ожидания по росту экономики и ценам на нефть, которые заложены в прогноз социально-экономического развития страны. Но, как признается в документе, есть несколько внешнеэкономических факторов, способных оказать на его динамику негативное влияние.
Это в первую очередь вероятность начала нового мирового кризиса из-за долговых проблем Европы. Чем это опасно для бюджета? Снизятся цены на нефть, сократятся темпы экономического роста. И, соответственно, будут меньше доходы. В обычных обстоятельствах снижение нефтяных цен на 10 процентов ведет к потере доходов примерно в размере процента ВВП.
То есть при пессимистическом варианте, если цены на нефть упадут до 70 долларов за баррель, бюджет потеряет 3 процента ВВП. Правда, если падение экономики будет связано не только с нефтью, но также с сокращением других видов экспорта и сжатием банковского кредитования, потери могут оказаться больше, как это было в 2009 году. Я думаю, что вероятность острого кризиса велика, но он все-таки будет заметно слабее, чем в прошлый раз. По крайней мере, общими усилиями всех стран кризиса до сих пор удалось не допустить, частично спустить его на тормозах.
Тем не менее, надо учитывать возможность негативного развития событий, заранее продумать антикризисные меры. Уже принято решение о том, что на их финансирование может быть направлено 5 процентов от утвержденной бюджетом суммы расходов, что для будущего года составляет примерно 500 миллиардов рублей. Это существенно меньше, чем было израсходовано на антикризисные меры в прошлый раз, когда они составили 1,2 триллиона рублей. Но тогда средства, накопленные в Резервном фонде, позволяли проводить одну из самых масштабных в мире (по отношению к размерам экономики) антикризисных программ.. Сейчас резервных средств у нас гораздо меньше. Значит, надо будет расходовать деньги более экономно, не пытаться защитить все, что можно, а сосредоточиться на главных приоритетах. Это может быть безопасность банковской системы, потому что ее кризис затронет всю экономику – и граждан, и предприятия. Приоритетом должна быть и социальная поддержка населения. На мой взгляд, надо поддерживать именно работников, а не нежизнеспособные предприятия.
Придется ли при этом сокращать расходы, будет зависеть от размеров шока. В принципе, в период острого кризиса по возможности лучше этого не делать. Но вопрос в том, есть ли источник дополнительного финансирования возросшего дефицита бюджета. Понятно, что при падении цен на нефть правительству занять деньги и на внешнем и на внутреннем рынках будет очень трудно. Так что если кризис будет сильным, то сокращения расходов не избежать. Но надо смотреть, по каким позициям это окажет наименьшее негативное влияние на экономику. Здесь всегда возникает трудно разрешимое противоречие: легче всего сократить госинвестиции, но именно такой вид экономии бюджетных средств сильнее всего сказывается на производстве.
Кроме долговых проблем Европы, минфин обращает внимание также на риск замедления экономик стран Восточной Азии, рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти, что также может привести к снижению цен на нефть. Но эти риски растянуты во времени, и приспособиться к ним будет легче.
Хочу обратить внимание на то, что со следующего года мы столкнемся еще с одним фактором, который может оказать воздействие на положение дел в российской экономике. Это вступление нашей страны в ВТО. И это очень волнует бизнес. Однако условия нашего присоединения известны, их последствия просчитаны, учтены потери бюджета из-за сокращения доходов от импортных пошлин. Что же касается экономики, то я не думаю, что последствия присоединения будут острыми. Ведь предусмотрен переходный период - снижение импортных пошлин, снятие других защитных мер растянуто на несколько лет. С другой стороны, будут устраняться и препятствия на внешних рынках для выхода наших товаров. Появятся стимулы для повышения конкурентоспособности российских предприятий. И в долгосрочном плане выгод все-таки окажется больше.