ЧП произошло на получившей скандальную известность паромной переправе Верхний Бестях - Качикатцы в Хангаласском районе Якутии. Вечером к судну подошли около десяти молодых людей, среди которых были охранники платной дороги. Вызвав капитана, они избили его на глазах жены и маленького сына. По неофициальной версии, били за то, что пропустил на паром машину, владелец которой не заплатил им 100 рублей за проезд. Ретировались лишь тогда, когда на крики ребенка "Папу убивают!" прибежали члены экипажа.
В местной больнице у избитого не нашли ничего серьезного и отпустили его отлеживаться домой. Через неделю ему стало совсем плохо, и районные медики вынуждены были отправить его в Якутск. На следующий день молодой мужчина умер в реанимации республиканского Центра экстренной медицинской помощи.
Выяснением обстоятельств случившегося сейчас занимается транспортная полиция. В ходе проверочных мероприятий стали известны еще несколько случаев, когда охранники дороги с помощью кулаков и угроз доказывали паромщикам и водителям, кто здесь хозяин.
Эта трагедия взбудоражила жителей Якутии.
"РГ" уже рассказывала о том, что в начале 2000-х четыре километра оживленной муниципальной грунтовки были отданы в собственность местному предпринимателю Михаилу Терентьеву (См. "Российская газета" N 88 от 20.04.2012). Приватизация линии, на которой через Лену переправляются около 80 процентов большегрузных машин, была проведена в обход закона, предписывающего обязательное наличие альтернативной дороги. Здесь ее нет. Правоохранительные органы и прокуратура спохватились слишком поздно, когда сроки исковой давности, позволявшие оспорить передачу трассы в частные руки, истекли.
- Теперь выход только один - строить параллельную общедоступную дорогу, - говорит старший помощник прокурора Хангаласского района Лена Дохунаева.
В апреле нынешнего года уже суд обязал администрацию района проложить дорогу, которой люди могли бы пользоваться бесплатно.
- В республиканском бюджете на проектирование и начало строительных работ в нынешнем году предусмотрено 11 с лишним миллионов рублей, - заявил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Натан Вербух. - Однако районная администрация не делает ровным счетом ничего.
У муниципальной власти свои отговорки. Как пояснил "РГ" первый заместитель главы администрации района Гаврил Алексеев, теперь все упирается... в родственников собственника дороги.
- Мы начали проводить трассировку, но трасса местами проходит по сенокосным угодьям, принадлежащим его родне, - рассказал он. - Предстоит решить вопросы предоставления этим людям других сенокосов.
Как считает Алексеев, самым простым выходом было бы выкупить коммуникацию у Терентьева.
- Сделали ему такое предложение, но ответа пока нет, - сообщил районный чиновник.
Впрочем, и на это у муниципалитета денег нет.
Простым водителям трудно понять логику подобных сложностей. Они все чаще задаются вопросом: что же это за власть такая, что с легкостью отдала муниципальную дорогу в частные руки, а теперь никак не расшевелится со строительством общедоступной?
Вчера собственник дороги и четырех причалов Михаил Терентьев заявил, что на период навигации передает это имущество в пользование судовладельцам на платной основе. Отныне шлагбаум на дороге отменяется, зато каждый паромщик, независимо от грузоподъемности судна и количества рейсов, должен ежемесячно перечислять хозяину по 900 тысяч рублей. Эти деньги будут изыматься из карманов все тех же водителей машин, только собирать их теперь придется не охранникам у сторожевой будки, а экипажам паромов.