Как и предполагала "РГ", ему не удалось побить ни одного рекорда: ни по объему подписанных контрактов (72 млрд долларов против 89 млрд в 2008-м), ни по числу посетителей (230 тыс. человек против 285 тысяч в том же 2008-м), ни по другим показателям. Так что "Фарнборо-2012" войдет в историю авиации как типичный середнячок, не лучше, но и особо не хуже предыдущих.
Россия на салоне показала себя, как смогла. Пилотажная группа "Русские витязи" на Су-27, много лет вызывающая аплодисменты публики в разных странах, на этот раз отсутствовала, так что за всех отдувался наш Як-130, показавший отличный пилотаж.
В Фарнборо была впервые представлена кабина пассажирского МС-21, который через 3 года должен стать одним из самых массовых российских самолетов, заменив Ту-154. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, всего до 2014 года предполагается произвести 485 гражданских самолетов, в т.ч. в этом году более 20 Sukhoi SuperJet-100. Один SSJ на пару дней прилетел на салон, и стало ясно: интерес к самолету сохраняется, несмотря на недавнюю авиакатастрофу в Индонезии.
В военной части ничего нового на сей раз Россия не предлагала. Это и объяснимо: сейчас заводы производят до 80 боевых самолетов в год, похоже, это максимум, больше продать уже вряд ли возможно. Потому ставится задача перевооружить свои ВВС (в этом году военные получат 6 новых Су-35, идут и испытания истребителя 5-го поколения Т-50), а потом потихоньку ликвидировать дисбаланс между производством военных и гражданских самолетов. В итоге если сегодня в РФ боевой авиации выпускается около 85% от общего объема, то за 10 лет эта цифра должна снизиться до 35 или хотя бы 50%.
Плюс предполагается заметно нарастить портфель заказов транспортных самолетов, сделав ставку на Ил-76, Ан-70, Ан-124 и российско-индийский МТА.
Как всегда достойно выглядели российские вертолеты. Впервые в Фарнборо был представлен многоцелевой Ка-62 - в бордово-черных цветах, весь сияющий, напоминающий дорогую иномарку. Рядом на большом экране показывались возможности других известных, но от этого не ставших хуже машин, среди которых перспективный вариант одного из самых популярных в мире вертолетов типа Ми-17 - модернизированный Ми-171А2, средний Ми-38, легкий "Ансат" и поисково-спасательный Ка-32А11ВС.
Вообще же, похоже, после двух десятилетий стагнации авиапром России начинает подниматься. Объем производства за 4 последних года вырос вдвое, при этом примерно 45% выручки дает стране "Сухой", 25% - "Иркут", 10% - МиГ и 20% - все остальные.
Вот некоторые экспонаты, вызвавшие в Фарнборо повышенный интерес.
1 МС-21. Претендует на 10% мирового рынка узкофюзеляжных самолетов, где сегодня доминируют Boeing и Airbus. Как выразился в Фарнборо глава "Иркута" Алексей Федоров, "мы заходим на их поляну, но пока они демонстрируют хладнокровие". На МС-21 уже есть 185 заказов, в т.ч. от "Аэрофлота", и на 71 подписаны протоколы о намерениях. Летные испытания начнутся в 2015 г. Всего планируется выпустить 1200 машин, по 84 ежегодно (для сравнения: Airbus сегодня выпускает до 300 самолетов в год).
2 Як-130. В Фарнборо начал серию зарубежных показательных выступлений, затем намечены полеты на авиасалонах в Дубае, Сингапуре и Сантьяго. Удобен для обучения летчиков боевых самолетов поколений "4+" и "5". До 2020 года до 70 таких самолетов должны закупить российские ВВС, 16 уже поставлены в Алжир. По мнению экспертов, перспективы у машины неплохие - на недавнем авиасалоне в Чили, к примеру, Як-130 заинтересовались главкомы ВВС сразу 4 стран - Боливии, Уругвая, Парагвая и Аргентины. Всего же емкость рынка оценивается в 250 машин.
3 "Аэробус будущего". В Фарнборо европейский концерн целый павильон отдал под демонстрацию новых технологий, заявив, что намерен совершить революцию в пассажирских перевозках. Планы Airbus расписаны до 2050 года.
4 В центре салона "аэробуса будущего" - зона релаксации, где пассажиры смогут играть в игры (например, в виртуальный гольф), посидеть в баре или провести деловой семинар. Коммуникации позволят свободно общаться с друзьями по всему миру и даже почитать ребенку сказку на ночь.
5 "Летающий дом". Так дизайнеры видят салон самолета для чартерных полетов. Пассажир здесь должен чувствовать себя, как дома, чтобы полет был максимально комфортным.
6 "Аэробус будущего" может не иметь окон: одно нажатие кнопки - потолок и стенки салона становятся прозрачными. Правда, если вы боитесь летать, то полет на таком самолете приведет вас в ужас - днем вокруг пассажиров раскрывается захватывающая панорама на высоте в несколько тысяч метров, а ночью над головой сияет звездное небо. Так что некоторые граждане, страдающие аэрофобией, вряд ли оценят новшество.
7 "Беспилотник" Guardian, поступающий на вооружение береговой охраны США. Один из многих, представленных в Фарнборо. Раздел "беспилотников" вошел в обязательную программу экскурсий на салоне для официальных делегаций.
8 Космический корабль компании Virgin Galactic. Первый туристический полет намечен на 2013 год. Глава компании заявил, что полетит сам вместе с двумя взрослыми детьми. Корабль будет летать над Землей 2,5 часа, включая 5 минут невесомости. На это космическое путешествие, цена которого 200 тыс. долларов с носа, записалось уже 529 человек из 35 стран.