Тодд Солондз: Я открыт разным интерпретациям своего творчества

Фильм известного американского режиссера Тодда Солондза "Темная лошадка" выходит в прокат в России 2 августа. Первый показ нового фильма прошел на 3-м Международном Одесском кинофестивале, до этого картину не видели ни в одной стране мира, в том числе и в США. Кроме того, на фестивале прошла первая на территории стран бывшего Советского Союза ретроспектива фильмов Тодда Солондза.

Тодд Солондз - не режиссер блокбастеров, он снимает артхаусное кино и показывает американцев так, как их не показывает никто. Наш  зритель почти не знает таких режиссеров, как Солондз, а приобрести для ограниченного проката его фильмы может себе позволить лишь независимая кинокомпания "Кино без границ". Ее президент - Сэм Клебанов также приехал на фестиваль, специально, чтобы представить фильмы Солондза. "Темная лошадка" - третий фильм, который "Кино без границ" выпускает в российский прокат. Поэтому первый вопрос обозреватель "РГ" задала именно Сэму Клебанову:

Сэм, с 22 июля на канале "Культура" будет идти ваша новая авторская программа "Особый взгляд". В первом цикле фильма Солондза нет. А потом покажете его работы?

Сэм Клебанов: Для первого цикла канал сам отобрал 8 картин. Дальше, надеюсь, я сам буду иметь больше влияния. Но у канала "Культура" есть свои критерии отбора. Там не любят фильмы с откровенными и шокирующими сценами, но, думаю, что, благодаря нашему циклу, границы расширятся. И, конечно же, я был бы рад показать фильмы Тодда Солондза и телевизионной аудитории.

Обращаюсь к Тодду:

Тодд, представляя фильм "Темная лошадка" на премьере, вы сказали зрителям: можно смеяться, а можно - нет. Вы сами смеетесь в фильме над американцами, так, как над ними смеется весь мир?

Тодд Солондз: Мне кажется, что разница между американским и иностранным зрителем состоит в том, что для американца мой фильм - это история о семье, а для иностранцев он - проект Америки. И при этом иностранцам очень приятно осознавать, что они не американцы.

Мне показалось, что героиня фильма играла вас самого. У нее ваша речь, манера поведения, она и двигается, как вы. Ставили перед ней такую задачу?

Тодд Солондз: Мне никогда это не приходило в голову. Я не рассматривал роль с этой точки зрения. Может быть, подсознательно что-то вышло наружу? Я всегда много узнаю от людей, которые смотрят мои фильмы, и из текстов, которые о них пишут.

Был ли прототип у героя фильма? Неудачника за тридцать, который живет с родителями, не имеет работы, завидует успешному брату и не может найти себе пару.

Тодд Солондз: Мой герой полностью вымышлен. Я надеюсь, что это понятно. Меня часто спрашивают, является ли фильм автобиографичным. Я отвечаю, что все фильмы автобиографичны. И считаю, что очень опасно быть буквальным.

Другим журналистам тоже не терпится задать вопросы:

Это ваш первый художественный фильм. Какой опыт вы получили? Вы считает свой первый фильм поражением?

Тодд Солондз: Это был опыт, поставивший меня в неловкое положение. Я больше выношу для себя из успехов, чем из поражений.

В вашем фильме "Счастье" есть русский герой Влад. Он - вор. Это - собирательный образ?

Тодд Солондз: Образ - собирательный. Но, так как я общаюсь с русскими эмигрантами в Америке, то вижу среди них много разных типов. Мой дед был эмигрант. Выходец из Одессы, из района Молдаванки. Вот почему я так стремился всю жизнь приехать сюда. А когда мне сказали, что Молдаванка - это бандитский, по нашему гангстерский район, это многое объяснило.

У вас совсем не голливудское кино. Хотелось бы вам повторить свой опыт в "Перевертышах" ("Palindromes"), когда одну и ту же роль играют актрисы разного возраста, и в конце фильма, как в зеркале, они собираются вместе.

Тодд Солондз: Я все делаю единожды.

А как пришла в голову идея нескольких актрис взять на одну роль?

Тодд Солондз: Когда я снимаю кино, мне нравится играть и забавляться. Мне казалось несправедливым, что есть много актрис, которые подходят на роль, но выбрать из них нужно лишь одну. Разные актрисы дают новые грани этому персонажу.

Когда вы заканчиваете работу над фильмом, вы чувствуете опустошение? И сколько времени вам требуется, чтобы восстановить силы перед началом новой работы?

Тодд Солондз: С каждым фильмом испытываю страдание и мучение, и, когда съемки подходят к концу, я рад, что выжил. Для меня производственный период это кошмар и пытка. Поэтому я всегда прошу на производство больше времени. Если случаются депрессии, то тогда я работаю над следующим проектом. Сразу после "Темной лошадки" я написал сценарий, и сейчас жду денег. Каждый фильм для меня как последний. Но, когда находятся деньги на новый, я очень рад.

Что в сценарии нового фильма?

Тодд Солондз: Действие происходит в Техасе. Больше не скажу - пока ищу деньги. А пока зарабатываю на жизнь тем, что преподаю в Нью-Йоркском университете.

Вы еще преподаете и в Сингапуре. В чем разница между преподаванием там и в Америке?

Тодд Солондз: Нью-Йоркский университет - он как "Макдональдс" - имеет представительства во всем мире. В Сингапуре цикл моих лекций составляет 5 недель, а в Нью-Йорке - 13 недель. И там, и там интернациональная аудитория. Но мне легче, когда я живу рядом со своей семьей.

В свое время вы преподавали русским детям в школе английский язык. Каково это было?

Тодд Солондз: Это был счастливый период моей жизни. Я не был обременен амбициями. И был свободным. Это было забавно, а для пишущего человека все может стать материалом. Еще добавлю, что ученики в этой школе были беженцами - выходцы из Боснии, Герцеговины и Гаити. Что касается русских эмигрантов, в классе считалось, что все они были евреями, но это было не так.

Вы производите впечатление неуверенного, милого человека. Как вам удается руководить на съемочной площадке?

Тодд Солондз: Нужно окружать себя очень сильными людьми. Это как в книге "Волшебник из страны "Оз". Волшебник окружил себя сильными фигурами. А сам был - смешной чудак. И мне не нравится кричать. Но нравится, когда кричат другие. И когда я готов начать съемку, то прошу ассистента как можно громче орать "Мотор", а потом - "Стоп! Снято!". А сам снимаю.

Ваши фильмы  - это месть маленького человека миру? Или желание вписаться в этот мир и стать видимым?

Тодд Солондз: Я открыт разным интерпретациям своего творчества, и многое узнаю от вас. Для меня мои фильмы - исследование различных опытов существования в мире. Герои являются отражением некоей моей восприимчивости. Она может продуцировать некую неясность понимания, из которой и следуют разные интерпретации. Простите, если я пространен и абстрактен.

Как вы работаете с актерами на площадке?

Тодд Солондз: Чувствую, что они - лучшие сценаристы, чем я сам. И с ними я становлюсь лучшим режиссером. Я даю им некую свободу.

Люди, которые дают деньги на ваши фильмы, революционеры? Сумасшедшие?

Тодд Солондз: Все они - разные личности. И для меня огромная удача и благословение быть человеком, получающим плоды их щедрости. Можно относиться к ним как угодно - я потратил столько денег разных людей. Но я всегда говорю, что главное - терпение. Может быть, когда-нибудь мои фильмы будут приносить выгоду?

Вам предлагали снимать "Ангелы Чарли"? Почему не сложилось?

Тодд Солондз: Когда-то у меня был длительный ужин с Дрю Бэримор, и она сказала, что хотела бы меня видеть режиссером "Ангелов Чарли", да и я сам хотел. Но было понятно, что, если бы снимал не я, то кассовые сборы могли бы достичь трех сотен миллионов долларов. А со мной - трех миллионов.

Все персонажи в ваших фильмах стоят в бесконечной очереди за счастьем. А как бы вы определили, что такое счастье?

Тодд Солондз: Вот сейчас я счастлив. Кто знает, что будет завтра? Счастье так преходяще, что нужно его немедленно хватать. Потому что не знаешь, что произойдет через пять минут. Быть счастливым - это как не болеть. Пока не заболеешь, не понимаешь насколько был счастлив, будучи здоровым. Дождь, солнце - радуйтесь, это прекрасно. Все счастье - в нашей голове.