Между тем за день до этого, 18 июля, США заказали у "Рособоронэкспорта" еще десять вертолетов Ми-17В-5 для новой армии Афганистана. Стоимость контракта составила 171,4 миллиона долларов, поставка должна состояться до конца 2016 года. Это уже третий контракт США на российские вертолеты производства "Казанского вертолетного завода" - в мае прошлого года был заказан 21 Ми-17В-5 на 367 миллионов долларов (уже выполнен), в июне этого года США заказали еще два вертолета и партию запчастей на 46,3 миллиона долларов. Фактически, вертолеты для афганцев - это едва ли не единственный предмет сотрудничества американского правительства и российского госпосредника. Жертвой санкций, таким образом, становится не столько "Рособоронэкспорт", сколько сама новая афганская армия, которую создают американцы.
В борьбе с партизанами "Талибана", тем более в условиях гор, вертолеты играют ведущую и решающую роль, особенно в транспортно-штурмовом варианте. По словам американских инструкторов, их афганские подопечные привыкли к технике советского производства, неплохо с ней знакомы, поэтому Ми-17В-5 - современная модификация Ми-8 - является наиболее оптимальным выбором для афганцев. Этот вертолет прекрасно чувствует себя в горах, не боится жары и пыли, способен перевозить людей и грузы, осуществлять огневую поддержку.
Самое же главное - по сравнению с вертолетами западного производства он довольно неприхотлив в обслуживании и чрезвычайно живуч, а стало быть, не требует постоянного присутствия в стране толпы высококлассных инженеров и техников с тоннами инструмента и оснастки. В афганских реалиях это означает, что парк вертолетов не будет через полгода после ухода американцев прикован к земле из-за частых поломок, отсутствия запчастей и квалифицированных специалистов. То есть афганская армия сможет худо-бедно справляться с "Талибаном" и США смогут сохранить лицо после десяти лет довольно бесплодных усилий по наведению порядка в Афганистане.
Когда американские законодатели говорят, что русские вертолеты отнимают работу у сотрудников оборонной промышленности в их штатах, они лукавят: полмиллиарда долларов - это довольно немного для авиапрома США. Достаточно вспомнить, что одной только Саудовской Аравии поставляется американских вооружений на десятки миллиардов долларов. Так, например, лишь один пакет контрактов (включавший и множество разных типов вертолетов) из числа подписанных в последние пару лет принес США 60 миллиардов долларов, а размер опциона составил еще 30 миллиардов долларов.
Просто нелепой представляется мотивация решения американского парламента - мол, "Рособоронэкспорт" поставляет оружие кровавому режиму сирийского диктатора. Американские законодатели по неизвестным причинам игнорируют тот очевидный факт, что Россия не первый год проводит предельно взвешенную, ответственную и осторожную политику в области военного сотрудничества с Сирией. Когда сразу после списания сирийского внешнего долга СССР в 2005 году Дамаск начал масштабные закупки вооружений, Москва неоднократно либо отменяла уже подписанные контракты, либо замораживала или затягивала их выполнение в случаях, когда этого требовали политические соображения. Так, по настойчивым просьбам ближайшего союзника США Израиля, лично президентом Путиным был отменен контракт на оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-Э". По тем же мотивам Сирии не были поставлены современные ПЗРК "Игла" в портативном варианте, высотные перехватчики МиГ-31Э, комплексы ПВО С-300ПМУ-2. Недавно российские власти заявили о том, что подписание новых контрактов и осуществление поставок новых вооружений Сирии приостанавливается до стабилизации обстановки в стране. Можно вспомнить и добровольный отказ России от поставок ЗРС С-300 Ирану, хотя резолюция Собеза ООН этого не требовала. Информации о том, как США компенсировали России этот шаг, так и не поступило. Так в чем же тогда обвиняют Россию и "Рособоронэкспорт" американские законодатели?