Конечно, в городе существует лаборатория "ON.Театр", но она просто физически не может вместить все проекты молодых режиссеров, к тому же ориентирована на драматический театр. Труппы, занимающиеся пластическими видами сценического искусства, вынуждены постоянно искать место для выступлений. Директор "Открытой сцены" Амир Мустакимов попытался привлечь внимание к этой проблеме: "Нужен приют для всех этих театров, чтобы спектакли могли играться чаще, лучше. В городе должен быть еще один большой театральный центр".
Открывал фестиваль спектакль "Синяя Борода. Надежда Женщин.", совместная работа одного из основателей инженерного театра "АХЕ" Павла Семченко с бывшими актерами театра "DEREVO" Максимом Диденко и Алисой Олейник. Несколько лет назад оба театра, ставших уже классикой современного театрального авангарда, были просто выжиты из города, и теперь работают в основном за границей. В "Синей Бороде" произошла революция в методе постановки: если раньше Семченко работал с предметом, а главными "инструментами" Диденко и Олейник были движение, танец и пантомима, то здесь они впервые обратились к пьесе, впервые заговорили. Получилась очень жестокая и циничная история о том, что называют "настоящей любовью".
Параллельно этому спектаклю шли "Двое бедных румын, говорящих по-польски" - копродукция "ON.Театра" и "Этюд-театра" (год назад выселенного с малой сцены Театра на Васильевском). Режиссер Евгения Сафонова обращается к жанру "роуд-муви" и ставит пьесу румынского драматурга Дороты Масловской о том, как известный сериальный актер и молодая мать-одиночка после очередного трипа оказались вместе на трассе и мучительно пытаются вернуться к тому, что оставили дома. Но все попытки самоидентификации даже на бытовом уровне обречены на провал. Получилась очень честная, живая работа в эстетике рейверской субкультуры, к которой чуть ли не впервые обращаются в театре.
В два часа ночи театр "Lusores", плодотворно работающий с малоосвоенной театром поэзией русского авангарда и звучанием слова, показал спектакль по русским духовным стихам "Два Лазаря", сделанный как детская игра. Ржавые трубы становятся музыкальными инструментами, деревянные палочки - персонажами, лампочки - душой человека. Наивное сознание так объясняет устройство мира, что вскрывает великий абсурд веры в Бога, которая не нуждается в доказательствах.
Еще зрители могли увидеть спектакли "Рыба" театра "Morph", пытающегося соединить танец контемпорари, театр кукол и идеи Кастанеды, и "Дневник онаниста" лаборатории "ON. Театр", в котором режиссер Денис Шибаев вскрывает проверенными временем театральными приемами провокативный текст Юза Алешковского.
"Сны в летнюю ночь" доказали, что в театрах, лишенных постоянного финансирования и собственных площадок, происходят очень важные эксперименты.