Речь о людях, представляющих глаз народа в тюрьме. Причем, глаз да глаз нужен за обеими сторонами: и кто сидит, и кто охраняет.
По замыслу, общественные наблюдательные комиссии должны состоять из активных и уважаемых граждан, чье мнение неподкупно. Такие контролеры не должны заранее вставать на чью-то сторону, а разбираться по справедливости. Тюрьма не место для коррупции и произвола, и если какой гражданин начальник распустил руки, его надо остановить. Однако тюрьма и не санаторий для уголовников. Поэтому общественный контролер не должен идти на поводу криминала. В общем, задача у народного надзора не простая. Поэтому общественная палата решила объяснить, каким должен быть контролер, как ему себя вести.
В кодексе особо оговаривается, что члены общественных наблюдательных комиссий являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Кстати, в перспективе Общественная палата намерена выступить с инициативой, законодательно закрепляющей в том числе термин "общественные интересы". В идеале понятие должно стать настолько ясным, чтобы никто не смог им прикрываться в собственных интересах.
Кодекс требует от общественных контролеров соблюдать положения нормативных правовых актов, регламентирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администрации мест принудительного содержания. Иными словами, если тюремная инструкция что-то запрещает, общественный инспектор должен подчиниться.
Общественный контролер должен быть вежливым и корректным. Также кодекс запрещает членам комиссий делать заявления, не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени комиссии, не будучи на то уполномоченными.
По словам члена Общественной палаты Марии Каннабих, представители общественных наблюдательных комиссий тоже могут допускать нарушения в своей работе. Поэтому по инициативе правозащитников-контролеров и был разработан кодекс этики. Как уточнила Мария Каннабих, в случае необходимости члены Общественной палаты смогут внести в него необходимые изменения. Так что документ не догма, если выяснится, что какие-то пункты мешают наблюдателям быть независимыми, их поправят.
Кстати, когда кодекс еще только разрабатывался, некоторые скептики высказывали опасения, мол, документ свяжет правозащитников по рукам и ногам. К чему лишние запреты, когда и так контролерам нелегко? Хотя предыдущие руководители тюремного ведомства официально не раз утверждали, что карманные наблюдатели из народа им не нужны, на деле нередко подобные комиссии работали, что называется, в унисон с администрацией. Были случаи, когда во время громких происшествий в колониях общественные наблюдатели подтверждали казенные версии, обвиняя во всем криминал. А потом все оказывалось неправдой, и даже граждане начальники подчас сами становились гражданами арестантами.
С другой стороны, по данным тюремного ведомства, правозащитники действительно иногда работали по заказу криминальных авторитетов, стараясь взбудоражить общественное мнение. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что нельзя обвинять скопом общественные комиссии в официозности или предвзятости. Многие работают на совесть. Общественные контролеры сегодня привлекаются и к рассмотрению вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных, и к реализации так называемой программы "социальных лифтов" арестантов. Активно продвигают программы социальной адаптации бывших сидельцев.