Впрочем, в ближайшее время роста цен на него не предвидится, уверен замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. "Лето - период стабилизации спроса", - пояснил он. И потому пока причин для роста цен на бензин нет. А служба, в свою очередь, постоянно держит руку на пульсе, внимательно отслеживая ситуацию с запасами нефтепродуктов. "Причем в рознице она изучается каждый день, а в оптовом сегменте - еженедельно", - уточнил Голомолзин. Но отметил, что некоторого сезонного роста цен на бензин в конце лета - начале осени, связанного с уборочной кампанией, не избежать.
А вот стать барьером для неоправданного завышения цен продавцами может стать нефтяная биржа. Уже подготовлен совместный приказ минэнерго и антимонопольной службы, который определяет параметры функционирования биржи, объемы нефтепродуктов, которые должны реализовывать компании, занимающие доминирующее положение на рынке, говорит Голомолзин. Речь, по его словам, идет о том, чтобы этот объем был не менее 10 процентов от общего объема поставок на внутренний рынок. Правда, когда биржа начнет полноценную работу, Голомолзин сказать не смог.
Но напомнил, что ФАС не отказывается и от еще одной идеи - введении "плавающей" ставки акцизов на нефтепродукты, которая будет зависеть от мировых цен на нефть. И надеется, что этот вопрос будет решен в течение ближайшего полугода. В таком случае новая система может заработать уже в следующем году, рассчитывает Голомолзин. Служба предлагает, чтобы они зависели от уровня мировых цен на нефть. Если мировая цена растет, ставки акцизов увеличиваются, если снижается - уменьшаются. Период мониторинга, по которому делается вывод о необходимости изменить ставку, должен быть таким же, как при определении экспортных пошлин на нефть. То есть один месяц.
В стадии подготовки также находятся вопросы, касающиеся деятельности аэропортов. Недавно, напомним, глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что служба может возбудить дело против аэропорта в Сочи из-за завышенных тарифов на обслуживание прибывающих и улетающих самолетов. По словам Голомолзина, речь идет о том, что есть препятствия по доступу компаний бизнес-авиации к услугам аэропорта, недопуске поставщика топлива к хранению топлива, завышенных ставках по его хранению. В службе подготовили предложения, по которым авиакомпании должны получить возможность получать услуги не только от аэропорта или аффилированных с ним компаний, но и от других юрлиц, которые работают на территории аэропорта. В том числе будет оформлен и список услуг обслуживания, которые авиакомпании, находясь на территории аэропорта, могут брать сами на себя, уточнил Голомолзин.
Тем временем
К 2013 году страны СНГ могут изменить двусторонние соглашения по авиации, сообщил Голомолзин. Речь идет о расширении пар городов, в которые могут летать наши авиакомпании, рыночном ценообразовании, снижении издержек, которые несут авиакомпании, улучшении условий конкуренции. В рамках Единого экономического пространства обсуждается вопрос "открытого неба", где рынок авиаперевозок был бы организован по аналогии с европейским. Предполагается внести кардинальные изменения в процедуру допуска на международные рейсы и запретить работу на одном маршруте авиакомпаниям, входящим в одну группу.