Оркестр итальянских карабинеров готовятся к фестивалю "Спасская башня"

Узнать, как готовятся к фестивалю "Спасская башня" музыканты оркестра итальянских карабинеров, очень просто. На римском метро надо доехать до станции "Оттавиано", хорошо известной всем, кто посещал Ватикан, там выйти на бульвар Джулио Чезаре и прислушаться. Чу! Из-за стен, окружающих территорию Полицейской академии, доносятся мелодии классических произведений и военных маршей.

Мы пришли сюда как раз в тот момент, когда дирижер оркестра и его начальник подполковник Массимо Мартинелли заставлял своих "орлов" не только издавать правильные звуки, но и браво маршировать на плацу согласно придуманному им сценарию. Честно сказать, со строевым шагом и равнением не у всех получалось, поскольку народ в коллективе подобрался в основном зрелого возраста, да и строевая подготовка, видно, не входит в устав главного оркестра карабинеров. Поэтому подполковник слегка нервничал, темпераментно показывал, как следует держать равнение и перестраиваться.

С музыкой у них получалось гораздо лучше. Итальянцы появлялись на площади под звуки своего фирменного "Марша карабинеров", затем наступал черед бравурной мелодии, сочиненной их земляком Джузеппе Верди (отрывок из оперы "Аида"), следовал плавный переход к Джакомо Пуччини ("Турандот"), а завершался этот дивертисмент неожиданно - хорошо знакомой нам песней "Катюша".

Конечно, этой "Катюше" у итальянцев отводилась роль главной "изюминки", и мы сразу по достоинству оценили замысел синьора Мартинелли. Если бы не одно "но". Дело в том, что у тертых карабинеров никак не получалось громко и внятно пропеть тот единственный куплет, который пытался разучить с ними дирижер. "Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой..." Командир прямо весь извелся, но налицо был, кажется, саботаж: музыканты явно не могли взять в толк, отчего им, этим признанным мастерам флейты, тромбона и барабана, надо не только демонстрировать строевую выправку, но еще и проявлять вокальные данные. Кто-то, конечно, пел, но большинство только открывали рты, имитируя старание.

Мы с интересом наблюдали, чем же кончится это типично итальянское противостояние подполковника и его подчиненных.

Между прочим, оркестр корпуса карабинеров - из категории самых признанных музыкальных коллективов Италии. Ему почти двести лет, и уже одно это, согласитесь, факт, заслуживающий уважения. В разное время оркестром руководили выдающиеся дирижеры, а если перечислять те страны, где гастролировали карабинеры, то не хватит и газетной колонки. Эти, с виду простоватые мужички, с блеском выступали перед Папой Иоанном Павлом II, участвовали в знаменитом Эдинбургском фестивале "Милитари Тату", играли на сцене театра "Ла Скала", на площадях Парижа и на стадионе в финале чемпионата мира по футболу 1990 года. Они одинаково виртуозно исполняют военные марши, классику, шлягеры из водевилей, рок.

Стать членом коллектива непросто, для этого надо пройти конкурсный отбор, а претендентов на одно место бывает до четырехсот человек. "Может быть, жалованье у вас такое высокое? - задали мы не совсем корректный вопрос командиру. "Вовсе нет, - ответил подполковник и, немного подумав, озвучил вполне скромные суммы средних зарплат: - Зато у нас стабильность, а это в наше время очень важно".

Командир заверил нас в том, что его питомцы с большим энтузиазмом восприняли приглашение принять участие в "Спасской башне". "Интерес к России у нас очень большой. Во всяком случае, больше, чем к Америке". Сам он уже побывал в Москве по приглашению оргкомитета фестиваля, а в сентябре планирует взять с собой жену и дочь. "Надеемся, нам покажут все главные достопримечательности вашей столицы". Правда, оговорился синьор Мартинелли, иностранцу лучше не оставаться с Москвой один на один, так как названия станций в Московском метро не дублируются на английском языке, поэтому легко заблудиться.

Но вернемся на плац, где оркестр готовит свою программу для поездки в Россию. Знаете, какой выход нашел синьор Мартинелли для того, чтобы убедить своих питомцев петь, а не шептать? Он пошел на чисто военную хитрость, предложив корреспондентам "РГ" выступить перед музыкантами и высказать их мнение насчет того, как надо исполнять "Катюшу". Нет пророка в своем отечестве, так следовало понимать этот замысел. И мы выступили, честно пообещав этим музыкантам успех у стен Кремля, но только в том случае, если они, перешагнув через свое стеснение, громко и внятно пропоют знаменитый куплет.

Дирижер Массимо Мартинелли потом сказал, что эффект от нашей речи было налицо. Гостям поверили. Ну а что там получится в сухом остатке, это мы увидим в первые дни сентября, когда карабинеры, наряду с лучшими военными оркестрами из двенадцати стран, выйдут на Красную площадь. Если зрителям их выступление понравится, значит, в этом будет и доля нашего участия.