Юлия Михайлюк, филолог и школьный учитель физкультуры, увлеклась велопробегами после выхода на пенсию. Всю жизнь дружила со спортом, занималась легкой атлетикой, играла в любительский волейбол, метала копье. Даже входила в сборную Грузии по баскетболу. Но, будучи, как сама говорит, "физкультурницей до мозга костей", на велосипед села лишь в 50 лет.
Сначала тренировалась в парке, совершила несколько пробных поездок в городки под Тверью. А потом началось...
В 54 года отправилась на велосипеде в Волгоград. Через два года - в Майкоп. Затем - Ессентуки, Калмыкия, грандиозный велопробег в Сибирь, поездки в Архангельск, Мурманск, Одессу, Севастополь, Волгоград, Владивосток, Якутск.
Сейчас ей слегка за 70, и за ее плечами практически уже вся страна. Объездила 40 городов-героев и городов воинской славы в России, Белоруссии и на Украине. Исколесила даже Сахалин и Камчатку. Общий пробег свыше 100 тыс. км.
Поездки в обоих смыслах слова бюджетные: на покрышки и запчасти женщина откладывает с пенсии, главный спонсор - муж, военный пенсионер. Домашние в целом с пониманием относятся к увлечению. У нее двое сыновей, пятеро внуков, недавно стала прабабушкой.
К каждому пробегу тщательно готовится: составляет маршрут, совершает тренировочные выезды. В дорогу берет обычно 25-30 кг продуктов и вещей (только в Париж въезжала "налегке", всего с 20 кг груза на багажнике): сменную одежду, резиновые сапоги, дождевик, одноместную палатку, посуду, аптечку, коврик, телефон, фотоаппарат, запасную цепь и покрышки.
Путешествия бывают очень долгими. Личный рекорд: 7-месячный пробег по маршруту Тверь - Сахалин, около 20 тыс. км.
Во время многочасовых переездов развлекает себя пением, в репертуаре преобладают песни Юрия Антонова, русские романсы. В селах по маршруту просится переночевать у кого-нибудь на дворе, часто ее приглашают в дом.
Проехать маршрутом нашей победы в Отечественной войне 1812 года Юлия Ивановна решила год назад, путешествуя по Якутии. По сравнению с якутским туром (19 тысяч км в оба конца с заездом в Якутск и Владивосток), европейский пробег короче: 4,6 тыс. км. Но на этот раз пришлось преодолевать трудности иного порядка. Юлия Ивановна не владеет иностранными языками, и вообще это ее первая по-настоящему заграничная поездка. Брать Париж пришлось просто личной отвагой.
В определенном смысле - историческая традиция. Да и у каждого поколения должен быть предмет для гордости и подражания. Вспоминаем Лермонтова:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя...
- Даже близкие сомневались, что смогу доехать до Парижа, - делится впечатлениями Юлия Михайловна. - Добралась!
Шенген помог оформить клуб "ВелоТверь". Из родного города выехала 25 мая, границу с Польшей пересекла 20 июня, и 14 июля покорила Париж.
- Лил дождь, но все равно многое повидала: Елисейские Поля, площадь Бастилии, Эйфелеву башню. Распогодилось лишь на подъезде к Дижону, - вспоминает путешественница.
Понравилась Варшава и Безансон - город-побратим Твери у подножия горы на востоке Франции. Безансон ей напомнил юность: горы, река, древняя крепость.
- А я ведь горянка, родом из города Ахалцихе, что на границе Грузии и Турции.
В части впечатлений от Европы Юлия Ивановна скупа:
- Да что там такого, чтобы восторгаться? Да, хорошие дороги, развита велосипедная инфраструктура. Но ездить нелегко. Там я не могла проехать больше 80 км в сутки: деревня за деревней, сложные развязки, светофоры.
Важное уточнение: при всем очаровании Парижа, главной целью был, напоминает женщина, отнюдь не он. А судьбоносные для нашей истории Бородино, Малоярославец, Вязьма, Смоленск, река Березина, Борисов, Витебск, Минск и Брест. Все она посетила.
- А в Германии, Бельгии и во Франции, кроме цветов и домов, по дороге ничего и не видишь, - категорична рекордсменка.
Но люди в Европе оставили о себе лучшее впечатление. Объясняться с местными приходилось все больше жестами, тем не менее общий язык везде находила. Ей улыбались, охотно чертили схемы, провожали. В Бельгии был случай, когда человек 30 км ехал перед русской велосипедисткой на машине, показывая дорогу.
Компания - генеральный спонсор сборной России по велоспорту на 70-летие Юлии Михайлюк подарила дорогой байк.
- Только поторопились, мне тогда было всего 69, - вздыхает путешественница. - А сейчас французские газеты сообщили, что русской велосипедистке 72 - опять лишний год накинули.
Кто-то из журналистов написал, что ее основной мотив: пытается сбежать от старости.
- Да зачем мне бежать, я себя не считаю старухой! - возмущается Юлия Ивановна. - Если бы я была старой, то смогла бы проезжать за сутки 80-100 км? И после такого переезда мне вполне хватает 3-4 часов сна, чтобы полностью восстановить силы.
Как такое возможно? Главное, по ее мнению, ежедневная физическая активность. Вне зависимости от возраста, как рекомендует Юлия Михайлюк, надо настраивать свой организм на то, чтобы он принимал физические нагрузки как еду. Ежедневная пробежка должна стать потребностью.
- Мои мышцы просто требуют, чтобы я двигалась, - объясняет пенсионерка. - У нас ведь как принято: раз ты бабушка, то должна с внуками сидеть, носочки вязать. Да не должна!
После каждого велопробега, которых на ее счету уже 17, друзей и знакомых становится все больше. Ей звонят, присылают эсэмэски. Недавно пришло письмо из Коми: благодарят, что всколыхнула их жизнь.
- Получается, не зря езжу, - скромно заключает Юлия Ивановна.
Главные продукты во время поездок: орехи, сухофрукты, мед, шоколад, каши. За месяцы в дороге сбрасывает вес (10 и больше кг) и по возвращении домой восстанавливает силы. Как, например, сейчас. Но уже задумывается о новых маршрутах.
- За 17 лет поездок и 100 тыс. км дорог ничего плохого со мной не случилось, считаю, меня сверху оберегают, - рассуждает Михайлюк. - Божий промысел. Но завершать-то путешествия когда-то надо, вот поездками по святым местам свои пробеги, возможно, и завершу.
Ей на самом деле в путешествиях сопровождает удача, за редким исключением встречаются только хорошие люди, но ключевое слово в ее прогнозах - "возможно". Вполне возможно, что посещением святых мест завершить велокарьеру не получится. Кто-то из близких недавно как бы ненароком поинтересовался: а что, на Тибет съездить не хотела бы?
- Вообще-то, на Тибет мне тоже надо, - соглашается рекордсменка.
Опять же, пенсия небольшая, а она не так давно потратилась на новые покрышки: качественные и очень дорогие, их должно хватить еще минимум на 20 тыс. км. Символичное совпадение: в Тибет и обратно - в самый раз.
Как объехать мир на велосипеде
Мастер-класс от Ольги Дувановой и Александра Титова ("ВелоТверь"):
- Возрастных ограничений для велосипедиста практически нет, но нагрузки подбираются индивидуально. Для более-менее подготовленного велосипедиста суточный пробег в 80-100 км - нормальная дистанция, хотя определяющим фактором будет дорожное покрытие и рельеф. Но начинать надо с малого: "прикататься" в ближайшем парке, потом пару выездов на расстояние до 30 км.
В Европе не обойтись без навигатора. Скажем, выехать без джи-пи-эс из Парижа проблематично (въехать можно). В России достаточно и обычных дорожных карт. Также маршрут в Европе нужно прокладывать с учетом того, что палатку вам разрешат поставить не везде.
Вещи упаковываются в пакеты и размещаются в гермобауле или накрываются защитным непромокаемым чехлом. Непромокаемая одежда такой же обязательный элемент экипировки, как медицинская аптечка и техаптечка для байка.
Типичный завтрак: каша, хлопья или мюсли, кофе или чай со сгущенным молоком. На обед - бутерброды, шоколад. Ужин: обязательно горячий, скажем, макароны с мясом или курицей. Во время пробегов в Европе еду готовят на газовых горелках с одноразовыми баллонами (одного хватает на 4 дня), дома - горелка или костер в зависимости от погоды.
В автономные походы берут тушенку, но в густонаселенной местности лучше не перегружаться продуктами, а регулярно докупать провизию в магазинах. В рационе велосипедиста белковые продукты обязательны: пробег в 100 км сопровождается усиленным сжиганием калорий.
Рюкзак на спине - нежелательный вариант, исключение можно сделать для небольшого рюкзачка с питьевой водой. Обычно используют три съемные сумки, скрепленные в форме буквы П. Их размещают на багажнике. Тяжелые вещи - в боковые "штаны", легкие и самые необходимые (но не самые ценные) - наверх. При креплении важна симметричность.
Но всего важнее хорошее настроение. Для членов велоклубов пробеги на велосипедах это не спорт в чистом виде, а стиль путешествий, со временем - и жизни.
Для городских покатушек достаточно велосипеда ценой 6-8 тыс. Для выезда на дальние расстояния потребуется байк стоимостью 15-25 тыс. Лучшее время для покупки велосипеда - осень, когда начинается время сезонных скидок.