- Сергей Сергеевич, какие меры необходимо принять для активизации кооперационных связей субъектов хозяйствования Беларуси, Казахстана и России?
- В зависимости от институциональной платформы кооперации, ее целей, способов организации предприятий в их достижении в первую очередь выделил бы как форму межгосударственную производственно-технологическую кооперацию, которая характеризует устойчивое взаимодействие на договорной основе производственных предприятий различных стран в целях обеспечения эффективной разработки, производства и сбыта товаров. Вторая форма - международная научно-техническая кооперация, которая объединяет выполнение научных исследований и опытно-конструкторских работ организациями нескольких стран либо одной страны за счет финансирования другой страны или совместного ресурсного обеспечения.
Получила развитие на территории ЕЭП и такая признанная во всем мире форма, как международная кооперация капиталов, то есть долевое участие хозяйствующих субъектов нескольких стран в формировании уставного капитала организаций, расположенных как на территории данных стран, так и за их пределами. Транснациональные публичные компании составляют основу мировой экономики. Это один из ключевых признаков глобализации, более того - фактор мировой стабильности. Международная кооперация капиталов в ЕЭП - это прежде всего создание крупных отраслевых межстрановых холдингов за счет объединения активов национальных компаний.
В рамках крупных холдингов обеспечивается повышение эффективности использования производственных мощностей, сбытовой сети, расширяются возможности реализации крупных инвестиционных . Консолидация капитала призвана усилить рыночные позиции предприятий, обеспечить согласование интересов сторон при организации экспортных поставок, противодействие конкуренции из третьих стран. Отнес бы к системе хозяйственной кооперации и создание межгосударственных отраслевых объединений товаропроизводителей -различных ассоциаций, союзов.
- Созданы ли в ЕЭП какие-либо ассоциации?
- Ряд отраслевых и межотраслевых ассоциаций, объединяющих товаропроизводителей стран ЕЭП, создан. По итогам того же бизнес-форума Евразийская экономическая комиссия и Белорусско-Казахстанско-Российский бизнес-диалог подписали меморандум о взаимодействии. Меморандум определяет направления и правила взаимодействия бизнеса Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссии по системным и стратегическим вопросам развития ЕЭП. Это активизирует участие бизнес-диалога в формировании нормативно-правовой базы. Для этого создается постоянно действующая коммуникативная площадка - консультативный совет.
Кроме того, в конце 2010 года подписан учредительный договор об образовании Ассоциации предприятий масложировой промышленности Таможенного союза (ТС). В марте 2011 г. зарегистрирована Ассоциация сахаропроизводителей. В октябре этого же года для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты интересов предприятий, производящих, перерабатывающих, транспортирующих, хранящих, реализующих сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, сельскохозяйственную технику, аграрные технологии, минеральные удобрения, создана Агропромышленная ассоциация Таможенного союза.
- Недавно Национальный союз производителей молока России сделал два громких заявления с призывами ограничить поставки белорусских молочных продуктов в Россию. Формирование ТС и ЕЭП ликвидирует угрозу "торговых войн" между соседями?
- В первом случае все же речь идет о резолюции Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли, а не о заявлении "Союзмолока". "Союзмолоко" - не национальное, а межнациональное общественное образование, членами которого являются в том числе и белорусские предприятия. Полагаю, рассмотрение вопроса с их участием могло бы смягчить "летнее" напряжение во взаимоотношениях. Кроме того, розничные цены на молочные продукты не снизились вслед за падением оптовых цен на биржевые товары и молочное сырье. Поэтому многие финансовые проблемы крестьян можно решить за счет пропорционального затратам распределения доходов в цепи продвижения молока от фермы до прилавка. Полагаю, именно в этом направлении активность руководства "Союзмолока" могла бы быть более результативной.
Более того, за стремлением "Союзмолока" ограничить конкуренцию на рынке ТС с целью удержания и обеспечения роста доходов российских производителей нельзя забывать о потребителях. Необходимо констатировать, что сложившийся уровень закупочных и розничных цен на российском рынке молока является весьма комфортным для субъектов хозяйствования России. Например, средний уровень цен на молочное сырье в Евросоюзе составлял в начале весенне-летнего периода 34 евроцента за килограмм. Тогда как в России в начале мая, когда начали накаляться эмоции, цена была около 16 рублей за килограмм, что с учетом различий в оценке качества - жирность 4% и 3,4% соответственно - оценивается в 47 евроцентов. В супермаркете Вены литр молока стоит 80 евроцентов, что соответствует 32 российским рублям. В московских магазинах экономкласса цена составляет 33-38 рублей за пакет 0,9 л, в других и того дороже. Торговые сети, позиционирующие себя в более высоком потребительском сегменте, предлагают продукт от 42-43 рублей за литр.
Добавлю, что Евразийская экономическая комиссия ведет мониторинг объемов межгосударственной торговли и цен предложения сельскохозяйственных товаров. В том числе внимательно изучено состояние дел с поставкой молочной продукции в Россию из Беларуси. По согласованному министрами сельского хозяйства Беларуси и России прогнозному балансу спроса и предложения на 2012 год в течение первого квартала белорусским предприятиям разрешалось поставить 90 тыс. тонн питьевого молока и сливок в Россию, реализовано 67,5 тыс. тонн. Согласованные и фактические объемы по сухому обезжиренному молоку составили 17 и 9,9 тыс. тонн соответственно, сухому цельному молоку - 6 и 5,6 тыс. тонн, сырам - 35 и 19,9 тыс. тонн. Таким образом, по всем названным группам товаров объем не превышен. Правда, на 1 тысячу тонн поставлено больше сливочного масла - 18,5 тыс. тонн при прогнозе 17,5. Но это не предмет спора.
- Что скажете о международной финансово-хозяйственной кооперации?
- Это чрезвычайно важное направление для обеспечения стабильности любого межгосударственного сообщества. Пример Евросоюза наиболее иллюстративный. Если не обеспечивается эффективное функционирование финансовых институтов, под угрозой оказываются все области интеграции. Это относится как коммерческой сфере - банкам, страховым организациям, инвестиционным фондам, так и надгосударственным финансовым институтам - совместному бюджету, антикризисным резервам. По данному направлению достаточно много сделано. В 2009 году учрежден Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества в сумме свыше 8,5 млрд долл. Фонд финансирует госпрограммы поддержания платежных балансов. С 2006 года работает международная финансовая организация - Евразийский банк развития, который кредитует коммерческие проекты в области транспортной инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, производств с высокой добавленной стоимостью. Еще больше предстоит сделать, так как нормативная база ТС и ЕЭП регулирует главным образом сферу товарного обращения. Правовую основу функционирования единого рынка услуг еще предстоит создать. Например, необходимо предусматривать возможность беспрепятственного размещения депозитов и получения кредитов субъектами хозяйствования и физическими лицами сторон в банках и других финансовых учреждениях стран ЕЭП.
- Приведите примеры мер развития хозяйственной кооперации в Едином экономическом пространстве, которые необходимо реализовать?
- Мы ведем подготовку рекомендаций в области согласованных мер развития межгосударственной хозяйственной кооперации. В сфере производственно-технологической кооперации важно разработать и обеспечить совместное производство инновационной наукоемкой продукции: например, системы машин - высокоточных станков, технологического оборудования и технологий - для выполнения взаимосвязанных комплексов работ, технического перевооружения и переоснащения производств, в том числе на основе государственного заказа и лизинга. Это может быть также разработка типовых проектов строительства и оснащения производственных объектов (молочно-товарных комплексов, свиноводческих и птицеводческих предприятий, предусматривающих комплектование оборудованием на основе международной кооперации). Такие меры послужили бы дополнительным механизмом защиты производителей ЕЭП в условиях снижения таможенного тарифа при выполнении обязательств России перед ВТО. Необходимо продолжить работу по обеспечению паритетности условий хозяйствования в ЕЭП. Прежде всего это касается сближения уровня налоговой нагрузки в России, Беларуси и Казахстане. По-прежнему остро стоит вопрос упрощения порядка уведомлений об уплате НДС при взаимной торговле государств - членов Таможенного союза и ЕЭП. Требуют развития наднациональные механизмы регистрации и защиты прав интеллектуальной собственности на товарные знаки, наименования и т. д.
Возможности взаимовыгодного сотрудничества иногда не реализуются из-за несущественных, как иногда кажется, "закорючек". Например, стоимость комплектующих, произведенных в одних странах ЕЭП, не принимается в зачет установленного уровня локализации производства импортозамещающих товаров в других. Порой кооперация не складывается вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов о потенциале партнеров. В рамках ЕЭП необходимо создание интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, включающей ряд подсистем: электронных паспортов товаров, производимых в ЕЭП, регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов, подсистемы технического регулирования. Важно также завершить работу по устранению барьеров участия предприятий в электронных аукционах по государственным закупкам.
- Вы говорили о кооперации капитала. Наиболее известным проектом Союзного государства Беларуси и России в этой области является формирование холдинга на базе КАМАЗа и МАЗа. Но создание компании, в которой заинтересованы все стороны, откладывается. Какие меры необходимо принять для того, чтобы создание таких проектов не затягивалось?
- Промедление реализации данного проекта было в основном обусловлено несогласием сторон с оценкой активов, передаваемых в уставный фонд холдинга. Проблему могло бы в значительной мере решить создание под патронатом Евразийской экономической комиссии органа, уполномоченного на проведение рыночной оценки кооперирующихся предприятий. Важным является вопрос размещения материнской компании холдинга, налогообложения и распределения ее прибыли. Концентрация финансовых результатов предприятий, расположенных в различных странах, у налогоплательщика одной страны может привести к сокращению налоговых поступлений в национальные бюджеты. Поэтому стратегические решения в области кооперации капитала должны прорабатываться системно, детально. В данной связи мы вплотную подошли к необходимости введения института резидентства ЕЭП.
Развитие производительных сил, как известно, определяет производственные отношения. Высокий уровень интеграционных связей в производстве, торговле, кооперации капитала создаст надежную основу надстройки ЕЭП. По существу, международная хозяйственная кооперация - экономический базис евразийской экономической интеграции. При этом важно обеспечить постоянный обмен мнениями, участие бизнеса в выработке и принятии решений. В Евразийской экономической комиссии для этого создаются консультативные комитеты, где вырабатываются и проходят экспертизу нормативно-правовые акты ЕЭП.