По общему признанию, Мирджавадов был, что называется, душой абшеронской школы живописи - таким термином искусствоведы назвали созданное в 80-е годы сообщество бакинских художников-нонконформистов. Каждый из этих неординарных авторов по-своему выступал против оков существующего политического строя. Но Джавад Мирджавадов пошел дальше всех. Жуткие создания, дивы и чудовища - все эти порождения мрака во многих его полотнах символизировали жестокую реальность окружающей жизни, ломающую человека. Просто чудо, что он не был репрессирован. Видимо, лишь оттого, что начало расцвета его зрелого творчества пришлось уже на период "оттепели".
Другим направлением его творчества стали поистине эпические полотна - и по формату, и по глубине замысла. В них наскальные изображения Гобустана, древние тюркские письмена, каменные идолы и многие другие памятники отечественной истории культуры преображены творческим видением гениального живописца в некие универсальные матрицы бытия. Не случайно директор Национального музея искусств Чингиз Фарзалиев приурочил к масштабной выставке полотен Джавада не менее внушительную экспозицию археологических находок, хранящихся в фондах музея и доселе еще ни разу не выставлявшихся. Здесь и керамика, и бронзовая посуда, и украшения, и оружие... В данном случае они очень гармонично сочетаются друг с другом - предметы трехтысячелетней давности и полотна прошлого века. У них одна и та же энергетика.
В следующем году будет отмечаться 90-летний юбилей Джавада Мирджавадова. Но уже сейчас все желающие могут насладиться огромной экспозицией его работ, выставленной в залах музея. Организация этой выставки стала плодом совместных усилий Министерства культуры и туризма, Национального музея искусств, а также вдовы художника Любови Мирджавадовой, которая на данный момент является главной "берегиней" сокровищ наследия Мирджавадова. У нее сейчас хранится много его полотен. Часть из них была капитально отреставрирована перед выставкой. Она также подключила к работе коллекционеров - обладателей полотен Мирджавадова. Таким образом сегодня на суд зрителей представлено более 40 работ великого авангардиста. А кроме них, - бесценные свидетельства его жизни, такие, как страницы из дневников, фото из семейного архива.
Да, настало время для достойной оценки творчества Джавада Мирджавадова, с временной дистанции в несколько десятилетий - тех десятилетий, которые многое расставили по своим местам и воплотили в жизнь многие пророчества этого художника. Он не только стал основателем целого направления в отечественной живописи, но и заложил основы духовного возрождения азербайджанского изобразительного искусства нового времени. Талантливое произведение искусства отражает свое время, а гениальное - предвосхищает будущие эпохи. Полотна Джавада доказали свою принадлежность к категории гениальных.