Рост экспорта "черного золота" с Аравийского полуострова может привести к длительному понижению цен, что невыгодно России и ряду других поставщиков. Кроме того, Morgan Stanley недавно заявил о завершении общемирового цикла высоких сырьевых цен, особенно на нефть и газ.
По новым трансаравийским маршрутам нефть вывозится кратчайшим путем к Суэцкому каналу и в бассейн Индийского океана. Их общая загрузка с августа превысит 4 млн барр. в сутки. Открытие этих маршрутов было обусловлено планами Ирана перекрыть свой сектор Ормузского пролива, но этого не произошло: иранская нефть, несмотря на эмбарго со стороны США и ЕС, вывозится в прежнем объеме за счет роста поставок в КНР, Индию, ЮАР, Тайвань, ряд других стран. Не сокращают вывоз нефти и арабские страны через Ормузский пролив.
Теперь к упомянутым потокам добавились новые, уже заполненные трубопроводы, через Аравийский полуостров. С учетом этого фактора "открытость" Ормузского пролива может надолго понизить нефтяные котировки. Причем РФ уже реагирует на такие тенденции: замминистра финансов РФ Алексей Лавров недавно заявил, что минфин в августе разработает прогноз федерального бюджета-2013 при почти двукратном падении мировых цен на нефть - до $60 за баррель.
Как пояснил "РБГ" Михаил Ермолович, гендиректор компании "Газконсалт", влияние новых путей для аравийской нефти на динамику мировых цен пока сложно оценить. Но если предположить, что экспорт нефти с Аравийского полуострова будут быстро переправлять на новые маршруты, тогда цены могут понизиться. А в целом из-за событий в регионе долговременные издержки для России, по мнению Ермоловича, могут оказаться выше краткосрочных выгод, поэтому восстановить здесь стабильность, в том числе с поставками нефти, принципиально важно.
Кроме того, по его мнению, "США и НАТО "воспользуются" ситуацией в Ормузском проливе для усиления нажима на Иран и Сирию. Цены на нефть в этом случае получат импульс к росту. Но эта тенденция будет в основном "сдемпфирована" использованием запасов нефти в рамках Международного энергетического агентства и диверсификацией и маршрутов поставок".