Такие меры заложены в проекте поправок в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных нарушениях. Они уже поступили в Госдуму, их рассмотрение запланировано на осень. Если проект документа будет принят, он вступит в силу со дня официальной публикации.
Эксперты "РГ" признают, что управление бюджетными расходами в стране, особенно на региональном и муниципальном уровне, оставляет желать лучшего. Однако до тех пор, пока существует жесткая зависимость регионов от трансфертов из федерального бюджета, проблему не решить, полагают они. Тут, правда, надо напомнить, что речь идет именно о нецелевом использовании денег (грубо говоря, средства выделены на ремонт школы, а потрачены на ремонт больницы), а не об их банальном воровстве, что карается уже Уголовным кодексом.
Авторы поправок, между тем, делают упор на то, что сейчас размеры административных штрафов не адекватны самим нарушениям. Так, административное наказание за нецелевое использование бюджетных средств или невозврат бюджетного кредита, размер которого может доходить до 50 миллионов рублей, составляет всего 5 тысяч рублей, приводится пример в пояснительной записке к проекту документа. По новым нормам штраф за такие прегрешения может составить уже от 20 до 50 тысяч рублей. Чиновник может быть лишен и права занимать свою должность на срок от года до трех лет. А если бюджетные деньги использовало нецелевым образом юрлицо, то штраф для него может составить уже от 5 до 25 процентов от полученной из бюджета и неправильно израсходованной суммы. Штрафы будут накладываться и за невозврат или несвоевременный возврат бюджетного кредита: для чиновников - от 10 до 30 тысяч рублей, для юрлиц - от 2 до 12 процентов от суммы, не зачисленной вовремя на счет. При этом в проекте поправок подробно расписано, какая именно ответственность предусмотрена за каждое бюджетное нарушение. И помимо штрафа потраченные нецелевым образом субсидии, субвенции и другие трансферты из федерального бюджета все равно должны вернуться в казну. А за несвоевременный возврат бюджетного кредита может быть еще и наложена пеня в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки. Кроме того, может быть приостановлено выделение кредитов и трансфертов. Но отвечать по новым правилам будут не только получатели бюджетных денег, но и те, кто их с нарушениями выдает. То есть, по сути дела, вышестоящее начальство региональных чиновников - должностные лица из министерств и ведомств, которые являются главными распорядителями бюджетных средств. За нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов, бюджетных инвестиций им тоже грозят штрафы - от 10 до 30 тысяч или дисквалификация.
Проблема нецелевого использования средств - вечная, говорит замдиректора Института реформирования общественных финансов Алексей Алтынцев. Но вряд ли ее решат нововведения, сомневается эксперт. Нецелевое использование бюджетных денег часто имеет двоякую окраску и на региональном и муниципальном уровне носит вынужденный характер, поясняет он. Это происходит, например, когда за счет целевых средств приходится латать дыры по другим направлениям. Возникает вопрос, что такое целевое и нецелевое использование средств, поддерживает его директор направления "Рейтинги региональных и местных органов власти" агентства S&P Борис Копейкин. "Задача бюджетной системы - предоставлять качественные услуги гражданам. Им важно, не как это делается, а что получается в итоге. И, возможно, распорядитель лучше решит, как потратить деньги, выделенные на образование, - отремонтировать за счет этих средств старую школу или купить автобус, который будет возить детей на занятия в соседнее село. Можно технически нарушить закон о бюджете, но получателям услуг сделать лучше", - поясняет этот собеседник "РГ". Сейчас, уточняет Копейкин, идет речь о переходе на программный бюджет, бюджетирование, ориентированное на результат. Это, надеется он, даст больше гибкости в управлении бюджетными расходами. Однако потребуется время, предупреждает Алтынцев: хотя у нас некоторые регионы уже сейчас рапортуют о стопроцентном переходе на программный бюджет, в Европе на это ушли десятилетия. По его мнению, проблему не решить, пока существует острая зависимость регионов от трансфертов из федерального бюджета. Она колеблется от субъекта к субъекту, но в среднем на протяжении многих лет в стране всего 10-12 регионов-доноров, то есть тех, которые полностью живут на свои деньги. Разговор о перераспределении полномочий между регионами и центром идет давно, но пока централизация средств на федеральном уровне очень большая, сетует Алтынцев.
"Ни в одном законодательном акте не содержится определения - что точно следует понимать под целевым использованием денежных средств", - солидарна с коллегами управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам" Кира Гин-Барисявичене. "Но если говорить коротко и по существу, то к нецелевому использованию средств следует отнести покупку чего-либо для государственных нужд по завышенным ценам, - полагает эксперт. - В сфере строительства как в одной из самых "откатоемких" отраслей Счетная палата фиксирует наиболее распространенное нарушение - обоснование нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации адресной инвестиционной программы". Речь идет, например, о замене строительных материалов и выполнении дополнительных работ, не предусмотренных сметой. "Но, - беспокоится эксперт, - штрафы для юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, могут повлечь необоснованное давление на бизнес и не будут эффективными - при отсутствии денег у юрлица для уплаты штрафа взять с него будет нечего".