Об этих планах вчера рассказал журналистам начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Норма по созданию реестра добросовестных поставщиков может быть включена в законопроект о федеральной контрактной системе, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме. "Он действительно сырой и требует серьезной доработки. И сейчас мы этим занимаемся совместно с министерством экономического развития, депутатами и минфином", - отметил Евраев. Новация эта, впрочем, далеко не единственная. Также в планах ведомства введение нормы о быстром расторжении контракта. Кроме того, добавляет Евраев, предполагается, что федеральные органы исполнительной власти должны взять на себя функции централизации заказа. Но "децентрализовать" при необходимости они его также смогут.
Планируют в ФАС ввести и объективную предварительную квалификацию во всех направлениях госзаказа. Сейчас это правило работает в строительстве с объемом закупок выше 50 миллионов рублей и по поставкам детского питания. "Но мы хотим это сделать для поставки лекарств, медицинских изделий, топлива, оборудования, продуктов питания... То есть для всего. Чтобы на средние и крупные торги приходили только те компании, которые до этого качественно исполняли небольшие контракты. С тем чтобы нельзя было сразу прийти на строительство, условно, ГЭС без опыта", - подчеркнул Евраев. Кстати, совсем необязательно, что все нововведения заработают только с принятием закона о федеральной контрактной системе. "Это необходимо сделать в действующем законе о госзакупках (94-ФЗ) уже осенью, потому что у нас закон о ФКС вступит в силу самое ранее 1 января 2014 года, а жить нам с вами надо сейчас", - отметил Михаил Евраев.
А вот чего мы в законе о федеральной контрактной системе скорее всего не увидим - так это нормы о создании специального ведомства, курирующего госзаказ. Она, по словам чиновника, уже не обсуждается. Не будут увеличивать и количество электронных торговых площадок, на которых размещаются государственные и муниципальные заказы. "Вот давайте представим, что каждый регион имеет такую площадку. Это будет полная бесконтрольность", - говорит Евраев. Да и пять площадок, существующих сейчас, добавляет он, должны будут доказать свою эффективность, чтобы продолжить работу в дальнейшем.
Оценил Евраев и объемы коррупции при госзакупках. По его словам, они не больше десяти процентов от всех заказов. "Но у нас есть большое количество людей, которые добросовестно работают в этой сфере", - считает Михаил Евраев. Да и с появлением единого портала по госзакупкам, а значит, и общественного контроля, добавляет он, ситуация принципиально поменялась.
Как же еще можно сократить коррупционную составляющую в сфере госзакупок? Для этого надо повышать качество государственного заказа, убирать существующие лазейки, которые мешают появлению конкурентной среды, полагает Евраев. "Если на той дороге, которую мы прошли на 70 процентов, сумеем не развернуться и пойти обратно, а пройдем до конца, то коррупция не то чтобы исчезнет (такого, наверное, никогда не будет), но станет значительно меньше, а качество госконтрактов повысится и конкурентная среда резко вырастет, это точно", - уверен Михаил Евраев.
Справка "РГ"
По оценкам ФАС, за первую половину 2012 года объем госзаказа достиг 2,5 триллиона рублей. Экономия по итогам полугодия составила 169 миллиардов рублей.
За шесть лет действия закона о госзакупках - 1,5 триллиона. "На эти деньги были куплены лекарства, оборудование, были построены дороги, это наши возможности, которые мы раньше просто не использовали", - сообщил Михаил Евраев.