Якутские технологии прокладки дорог применят в других регионах России

Якутия станет одним из четырех российских полигонов, где предполагается отрабатывать все аспекты автодорожного строительства - от технологий до нормативной базы.

О том, что такое решение уже принято, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин заявил на прошедшем в Якутске форуме "Дороги России XXI века".

- 60 процентов территории страны находится в зоне вечной мерзлоты, - сказал глава ведомства. - Поэтому, если мы научимся строить на Севере, будем успешно строить дороги везде.

В качестве своеобразного испытательного полигона выбран участок федеральной трассы "Вилюй", которая должна соединить Якутию с Иркутской областью. Ее протяженность - более двух тысяч километров, и половина этого расстояния пока приходится на автозимники, непроезжие в теплое время года.

Существует несколько проектов доведения этой трассы до нормальных кондиций. По словам Чабунина, выбирать рабочий вариант в минтрансе России намерены с учетом рекомендаций ученых, в том числе мерзлотоведов, и развития технологий. К этой работе привлекут также министерство энергетики РФ и крупные нефтяные компании, чьи коммуникации, в том числе технологические дороги, проходят в пределах федеральной трассы.

Глава Росавтодора отметил, что к 2018 году все автодороги в стране должны быть приведены в нормативное состояние. Правда, при этом он подчеркнул:

- Это не значит, что все они будут асфальтобетонные - часть останется с гравийным покрытием. Но и на них есть свои нормативы.

Собственно, закатать все северные российские трассы в асфальт в обозримом будущем практически невозможно. Это сотни тысяч километров, а опыта прокладки дорог с твердым покрытием на вечной мерзлоте в мире очень мало. При оттайке грунта они проседают, асфальт лопается, причем происходит это, как правило, уже через три-четыре года эксплуатации.

В этой связи многие участники форума отмечали, что необходимо разрабатывать новые материалы и методики. К примеру, начальник управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Росавтодора Владимир Попов полагает, что будущее дорожного строительства - за тонкослойными покрытиями из композитных материалов, которые, по утверждениям специалистов, уже в 2013 году будут включены в СНиП.

Зимой северные дороги рвут 50-градусные морозы, летом они проваливаются из-за оттаивания вечной мерзлоты

Вопросов о том, надо ли вообще тратить большие средства на дороги в малонаселенных восточных и северных регионах, на форуме не возникало.

- Мы движемся на Восток, развитие инфраструктуры Дальневосточного региона интегрировано в развитие транспортной системы всей России, - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. - Сегодня мы наблюдаем значительное, почти двукратное увеличение грузопотоков в сторону АТР, и этот аспект надо учитывать.

Заместитель полпреда президента страны в ДФО Александр Полещук привел еще один важный довод в пользу активного дорожного строительства за Уралом:

- Прежде всего это сохранение целостности страны и заселение территории Сибири и Дальнего Востока.

По словам Максима Соколова, с учетом всех этих обстоятельств в настоящее время основательно корректируется Стратегия развития транспортной системы России. К осени обновленный документ планируют представить правительству страны, а до конца года, как считает министр, откорректированная стратегия будет принята.

Все это - перспективы. Пока же состояние автодорог в Якутии, ставшей хозяйкой форума, по признанию его участников, ужасающее. Руководитель общественного движения "Убитые дороги", депутат Госдумы Александр Васильев, проехавший по федеральной трассе "Лена", признался, что "сложнее дорог еще не встречал".

Участникам автопробега, среди которых были и руководители подразделений Росавтодора, повезло испытать на себе все особенности этого маршрута, соединяющего республику с "большой землей". Поначалу лили дожди, и трасса местами являла собой бурный грязевой поток. Остальная часть пути прошла при сухой погоде, и над дорогой висела плотная пелена пыли, из-за которой видимость местами сокращалась до длины капота автомобиля.

Проблемы северных дорог не только в том, что зимой их рвут 50-градусные морозы, а летом они проваливаются из-за оттаивания вечной мерзлоты. Природа отвела здесь очень короткое время для строительства. В мае прокладывать трассы еще невозможно из-за раскисшего грунта, а в октябре асфальт уже замерзает.

К форуму в Якутске была организована выставка мощной дорожно-строительной техники. Глава региона Егор Борисов отметил, что, к сожалению, с наступлением осени эти современные машины встанут на прикол - до следующего лета.

Впрочем, и за короткое северное лето можно выполнять довольно большие объемы работ - были бы деньги. В 2011 году на реконструкцию улично-дорожной сети Якутска была выделена беспрецедентная сумма - более полутора миллиардов рублей. Дорожники, не испытывавшие затруднений в средствах и материалах (город купил асфальтовый завод), без авралов, в спокойном ритме проложили около тридцати километров дорог, преобразив треть столицы республики. Конечно, каждый из этих километров обошелся в копеечку. Однако Анатолий Чабунин заявил на этот счет, что "дешево и быстро - это, в конечном счете, всегда плохо".

- До сего времени мы не уходили так далеко на Север с дорогами твердого покрытия. Сегодня мы не совсем готовы к работе на вечномерзлых грунтах. Но надо не бояться вечной мерзлоты, а работать, - заявил глава Росавтодора.

Справка "РГ"

В Якутии, площадь которой составляет три миллиона квадратных километров, проложены 25 тысяч километров дорог и зарегистрировано более 200 тысяч автомобилей. При этом 70 процентов трасс - автозимники.