Спрашивается, а чего я на этом колесе не видела? А вот чего. В нем нынче, как в волшебном зеркале, отражается настроение страны в отношении главного события этих дней - Олимпиады. Один из здешних ведущих поставщиков энергии, компания EDF, в партнерстве с американской компанией Sosolimited запустила проект под названием "Энергия нации" - впечатляющую в технологическом смысле штучку, замеряющую на ежедневной основе отношение британцев к своей Олимпиаде. Анализируя ежедневно с помощью специально разработанных алгоритмов более 100 тысяч твиттов, EDF и Sosolimited преобразуют их в световые лучи. Желтый цвет отображает на колесе обозрения позитивный настрой к Олимпиаде, зеленый - нейтральный и сиреневый - негативный. Подходите к "Лондонскому глазу" в 9 или 10 часов вечера, к началу двух ежевечерних 24-минутных "шоу", - и вся социология у вас как на ладони. Если колесо горит золотым огнем, значит, народ ликует, а если начинает сиренево синеть, значит, британцы нахмурились.
Как и следовало ожидать, в суперсубботу колесо сияло золотым солнышком. И к гадалке было ходить не надо: народ под управлением Пола Маккартни распевал в этот день победоносный гимн "Hey Jude". В среднем же, как свидетельствует анализирующий олимпийскую энергию нации "Лондонский глаз", 64 процента твиттерящих британцев оценивают Олимпиаду положительно. А не твиттерящих?
- Что вы думаете об Олимпиаде? - спрашиваю я у юриста Криса Маддлетона, который со своей молодой женой направляется в "Русский парк" покататься на коньках.
- В смысле спорта - хорошо оцениваю, - говорит Крис. - В смысле Олимпиады как таковой - очень скептически. Эта суперпышная церемония открытия влетела нам в 27 млн фунтов стерлингов! Я не понимаю, как можно тратить на Олимпиаду миллиарды фунтов стерлингов, когда страна затягивает пояса от нехватки средств. Все эти разговоры о том, что Олимпиада окупится - полная чушь. Она окупится для крупных частных компаний, а местные муниципалитеты получат от нее мизер. Все, как всегда, оплатим мы, налогоплательщики.
А сколько на самом деле стоит лондонская Олимпиада? Это вопрос, что называется, на засыпку, ибо на него, судя по всему, никто не знает ответа. Расхождения в оценках уму непостижимые. Сразу после получения олимпийской путевки Лондон оценил стоимость предстоящих игр в 2,4 млрд фунтов стерлингов . К 2007 году цифра увеличилась в 4 раза, поднявшись до оценки в 9.3 миллиарда. При этом, как отметила служба Национального аудита, финансирование со стороны госбюджета практически утроилось, тогда как вклад частного сектора усох до жалкой отметки менее чем в 2 процента. Иными словами, налогоплательщик и в самом деле заполучил Одимпиаду на свою шею, тогда как частный спонсор куда-то испарился. Весной нынешнего года бухгалтеры Палаты общин британского парламента предсказали стоимость Олимпиады в размере 11 млрд фунтов. А вот исследования телеканала Sky Sports показали, что цена пяти олимпийских лондонских колец 24 млрд фунтов. При этом многими британскими обозревателями отмечалось, что государственно-частное партнерство в финансировании событий такого размаха, как Олимпиада, как правило, конструируются явно не в пользу общественной казны, ибо все пряники достаются в конечном итоге господам частным предпринимателям, а вот все издержки - налогоплательщику.
Ну а что касается "модернизированного" к Олимпиаде лондонского общественного транспорта, то слухи о его обновлении также начинают выглядеть изрядно преувеличенными. Спору нет, впечатляюще выглядят на столичных дорогах немногочисленные пока "Роутмастеры" нового поколения - двухэтажные красные красавцы с открытой платформой, реанимировавшие списанные несколько лет назад аналоги старого поколения. А вот здешнюю "подземку", то бишь метро Викторианской эпохи, вытащить из ее XIX века в век XXI пока не удалось ни с одной из многочисленных предпринятых попыток. Ветхое, надрывающееся, оно явно не потянуло на уровень транспорта олимпийской столицы. В минувшую пятницу, главная, Центральная, линия, ведущая к Олимпийскому стадиону, была приостановлена с 7.30 до 8.45 утра из-за сбоев в работе семафоров. Опаздывающим на соревнования тысячам болельщиков дали совет бежать на автобусные остановки. Ничего исключительного в этом событии, однако, нет. Подобное нередко случалось в Лондоне на протяжении всех предыдущих десятилетий. Однако на сей раз застрявший в ветхозаветном метро народ твиттил с особым гневом, ибо что терпимо для обычного города, негоже для олимпийской столицы.
Чем же в итоге расцветет отражающее народное настроение колесо "Лондонский глаз"? Восторгом, олимпийским спокойствием или разочарованием? Засветится ли оно желтым, зеленым - или сиреневым? Вот закончится Олимпиада, пойду посмотрю.