Полиция установила, что нападавший - бывший военный. При попытке оказать сопротивление его застрелил полицейский. По словам прихожан, они никогда прежде не видели убийцу и не знают мотивов совершенного преступления. В полиции уверенно называют этот инцидент "домашним" терроризмом: по американской классификации такое определение означает, что нападение имело политическую подоплеку. Местные СМИ высказывают предположение, что преступник не был силен в религиях и, возможно, "перепутал" храмы: ведь сикхов и раньше часто принимали за мусульман. Уже установлено, что убийца действовал в одиночку и не имел сообщника, как предполагалось ранее.
Меньше месяца назад в небольшом американском городке Аврора на премьере фильма 24-летний мужчина застрелил 12 и ранил 58 посетителей кинотеатра. До этого были широко известны несколько громких случаев немотивированной стрельбы в студенческих городках США. В мире начали привыкать к приходящим с пугающей регулярностью новостям о масштабных "бойнях" в Америке. Однако в условиях глобального информационного пространства экстремисты, да и просто душевно больные люди в других странах, наблюдая за происходящим, берут на вооружение чужой опыт. И это "обезьянничание" выглядит далеко не безобидным, когда речь идет об инцидентах в области межнациональных или межрелигиозных отношений.
В понедельник стало известно о попытке нескольких финских девушек повторить акцию находящейся под судом в России группы "Пусси Риот" в Успенском соборе Хельсинки. Ранее аналогичный шаг был предпринят на Украине. Причем в Финляндии бесчинствами руководил профессор мировой политики местного университета. Ни в первом, ни во втором случае акции не удались: зачинщиков удалось вовремя остановить.
Но удастся ли остановить экстремистов, которым "понравится" американский опыт массовых убийств в кинотеатре или храме? Можно ли уберечься от таких преступлений, когда о них в мельчайших деталях рассказывает, смакуя подробности, мировая пресса? Проблема остается открытой.
Стоит задаться и другим вопросом: почему такие инциденты происходят в стране, которая взяла на себя миссию учить международное сообщество демократии и толерантности? Весной 2012 года американский пастор перед телекамерами сжег несколько копий Корана. Его поступок вызвал резкие протесты со стороны мусульманской общины по всему миру. Но священник не был не только задержан, даже оштрафован. А СМИ растиражировали его акцию, словно речь шла не о разжигателе межрелигиозной розни, а о герое. Стоит ли удивляться, что другой экстремист с оружием пришел убивать в американский храм и только случайно перепутал сикхов с приверженцами ислама?
Выясняя причины так называемой "домашней" жестокости, пресса США рассуждает о том, как ее можно предотвратить: ввести более сложные правила продажи оружия, усилить меры безопасности, контролировать членов радикальных группировок. Но при этом не замечает очевидного: "двойных стандартов", когда слова американских чиновников о толерантности и уважении к представителям других религий и национальных групп, в международной политике не подкрепляются фактами. Широко известны многочисленные случаи издевательств, пыток и убийств, совершенных в отношении местных жителей-мусульман американскими военнослужащими в Ираке и Афганистане.
В США размышляют над тем, как остановить череду немотивированных преступлений, подобных расстрелу посетителей кинотеатра в городке Аврора. Но не хотят замечать связи между всплеском "домашней" жестокости и планами Вашингтона по демонстративному применению военной силы во внешнеполитических делах. Как это, например, происходит в Сирии, где при поддержке ЦРУ американцы пытаются осуществить "контролируемый снос" не угодного им режима Башара Асада. Недавно появилась информация о том, что Вашингтон разрабатывает совместно с Израилем операцию против Ирана, если тот не свернет ядерную программу. Уверенность Белого дома, что любые сложные международные проблемы можно в конечном итоге решить оружием, неизбежно сказывается на внутриполитическом климате в самих США. Стрелявший по прихожанам в сикхском храме экстремист только "скопировал" вашингтонские внешнеполитические привычки, которые допускают, что у Америки существует неоспоримое право навязывать свою мораль более слабым странам. И если те не хотят подчиниться добровольно, то можно их заставить это сделать, применив насилие .