Такие надежды связаны со строительством в Республике Алтай и Алтайском крае двух особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Пока главным сдерживающим фактором для развития туризма на этих территориях является именно высокая цена авиаперелета, признает гендиректор управляющей компании "Особые экономические зоны" Олег Костин. До недавнего времени регулярного сообщения с Горно-Алтайском не было вообще. Сейчас стоимость билета в оба конца на ближайшую дату - более 35 тысяч рублей. И отдых на Алтае для семьи из четырех человек с учетом размещения и трат на развлечения составит почти 200 тысяч рублей.
Пока в Горно-Алтайск летает всего одна компания, по два рейса в неделю. И она диктует цену. Но уже ведутся переговоры о привлечении других перевозчиков, говорит Костин. А власти Республики Алтай готовы в обмен на снижение цен на билеты предоставлять авиакомпаниям субсидии из местного бюджета. Стоимость перелета из Москвы в Горно-Алтайск и обратно должна при этом приблизиться к цене "кругового" билета в Барнаул, то есть примерно 14-16 тысяч рублей, предполагает министр туризма республики Евгений Ларин.
От успеха этой затеи будет во многом зависеть сама успешность проекта по строительству турзон, соглашается глава экспертного совета комитета РСПП по развитию конкуренции и промышленной политике Моисей Фурщик. При этом развитие зон и снижение цен на билеты - взаимосвязанный процесс, говорит он. Чем больше турпоток, тем выше заинтересованность перевозчиков, возникает возможность для дополнительных рейсов, чартеров. Субсидирование - хороший ход, одобряет идею представитель крупной консалтинговой компании. По такому пути пошли в Испании, где многие аэропорты убыточны, но государство получает доход за счет туризма, рассказывает он.
Российские туристические зоны тоже задумывались как источник пополнения региональных бюджетов, стимулы для создания новых рабочих мест. В две туристические стройки на Алтае государство вкладывает большие деньги. Уже сейчас в строительство инфраструктуры вложено более 4,8 миллиарда рублей. Общий объем госинвестиций составит почти 18 миллиардов рублей. Но чтобы зоны заработали полноценно, в них должен вложиться бизнес - построить отели, горнолыжные комплексы, аквапарки.
Пока, признают в "Бирюзовой Катуни", объем частных вложений невелик. Из заявленных 10 миллиардов рублей проинвестировано всего 200 миллионов. Зато в последние годы по всему Чуйскому тракту вдоль Катуни вне зон выросли частные турбазы. В какой-то степени это было связано с тем, что из-за кризиса задерживалось госфинансирование, и резиденты выжидали, признает Костин. Для инвесторов непростой оказалась процедура вхождения в ОЭЗ, надо дожидаться согласований, а льгот в турзонах меньше, чем в промышленных, добавляет Фурщик. Но перспективы у зон есть, уверен он.
К концу года, рассказывает Олег Костин, будут уточнены концепции зон - инвесторы получат более точные расчеты по маркетингу, целевым показателям, будет создан единый архитектурный стиль. К 2020 году обе зоны на Алтае смогут ежегодно принимать до двух миллионов туристов.