- "Кубана", ты сведешь с ума любого! - это были первые слова, которые выкрикнул фронтмен группы The Subways Билли Лэнг, выбравшись из бушующего ночного людского моря "Кубаны" после совершенного в него прыжка в стиле stage diving.
В прошлом году англичане выпустили новый диск, и мистер Лэнг писал в него песни на главные темы мировой повестки дня, глядя в телевизор и слушая новости по BBC. Одного тура по раскрутке альбома Европе показалось мало и The Subways поехали в следующий, с заездом на таманский рок-фестиваль.
The Subways, Korn, Sum41, Enter Shikari, Pendulum - это все первые величины рок-музыкальной повестки дня. Знаменитейшие Offspring приехали сюда, в поселок Веселовку Краснодарского края, из США на один день - закрывать фестиваль презентацией своего нового альбома 2012 года...
В 2009-м двухдневная "Кубана" впервые прошла на маленьком поле на окраине Веселовки, и артисты - 15 коллективов из России и СНГ - жили на турбазе "Маяк" в дощатых домиках без удобств. Тогда на пресс-конференции, где было порядка 10 журналистов, директор фестиваля Илья Островский говорил, что хотел бы создать в России полноценный европейский опен-эйр и по составу участников (в европейских фестивалях обычно принимает участие не больше 20 процентов местных артистов - остальные иностранные), и по уровню организации, и в принципе по подходу.
На нынешней "Кубане" за пять дней выступило 46 групп, а на месте, где четыре года назад не было даже водопровода, сегодня выстроен город, который обслуживают порядка 5 тысяч человек. В этом городе есть гостиницы, детская площадка с горками-драконами, библиотека, площадка для кайтеринга, рестораны, школы бальных танцев и йоги, душевые, рассчитанные на сотни человек (водопровода по-прежнему нет и вода поступает в души из регулярно наполняемых по протянутой из поселка Веселовка трубе, а использованная вода регулярно откачивается), и, конечно же, сцены с современнейшим звуковым оборудованием. Для снабжения сцен и лагеря электроэнергией этому городу требуется больше 20 автономных генераторов от 100 киловатт до 1 мегаватта. И все это - шатры, сцены, менеджмент, такелаж, звук, пиво, охрана, даже кассиры - приехали сюда из Москвы: в Краснодарском крае всего необходимого для обеспечения фестиваля такого масштаба не оказалось.
- Мы еще не посчитали сами, сколько денег в этом году может стоить фестиваль, - говорит Илья Островский. - Это будут и частные инвестиции, и спонсорские вложения. Цифр назвать не могу, но себестоимость в этом году в 3-4 раза превосходит прошлогоднюю. Вытягиваем "на зубах", скажу честно.
Собирая на таманском берегу цвет мировой музыки, Илья, как кажется, оказывает отечественной музыке дурную услугу. Лучшие группы мира дали здесь не просто концерты с джентльменским набором the best. Korn показал на таманском пляже феерический спектакль, полный оглушительных, закрученных в смерч музыкально-драматических новелл. Ненамного - в своем, естественно, жанре - отстал от титанов ню-металла еще один американский - то ли ска-биг-бэнд, то ли ска-театр Reel Big Fish - стиляга с тромбоном, панк с саксофоном, плейбой с Гавайских островов перед микрофоном и иже с ними устроили срежиссированное нон-стоп дуракаваляние: музыканты носились, подкидывая коленки, по сцене и подиуму, подначивали друг друга, пихались и все это время играли свою музыку, на три-четыре голоса пели. Не изменил себе и Gogol Bordello, устроивший цыганско-пиратский карнавал. При этом и Korn, и Reel Big Fish, и Sum41, и Enter Shikari (электронный хардкор с индийским привкусом!) отыграли программы альбомов 2011-12 годов, а Gogol Bordello и вовсе еще неизданные песни. Нашим же любимым "Браво", "Ленинграду", Billy s Band, "Слоту", Нойзу МС и другим не оставалось ничего, кроме как играть свои уже многократно обкатанные по всей стране программы и брать большой пляж сочетаниями звуков, в основном многолетней давности.
Исключением стал Дельфин, избегающий больших скоплений людей, но уже второй год выбирающийся на "Кубану", где ему предоставляют неограниченное время на подготовку площадки и саундчек. Слушая под аккомпанемент гитары Павла Додонова песни с альбома Дельфина 2011 года "Существо", фестивальная публика, забившая ночную площадку, практически не танцевала - люди стояли, слушали и смотрели на двигающиеся по заднику сюрреалистические инсталляции. Странной музыке Дельфина трудно внимать часами, но здесь это произошло: в дельфиновском минимализме явно сокрыта какая-то тайна, которую нам еще предстоит разгадать...