Премьер не считает катастрофой выступление сборной РФ на Олимпиаде

Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев провел насыщенный день в Новосибирске, встретившись с экспертами "Открытого правительства", местным активом "Единой России" и успев провести перед вылетом в Москву совещание по развитию региональных авиаперевозок.

Новосибирск стал конечной точкой сибирской поездки главы правительства. Первым делом Дмитрий Медведев отправился в Новосибирский Академгородок, чтобы поговорить с экспертами "Открытого правительства" о работе 217-го федерального закона, который позволил открывать при вузах малые инновационные предприятия.

За время работы закона в стране появилось 1600 таких предприятий. "На мой взгляд, не следовало ожидать, что мы за 2-3 года создадим принципиально новую среду, - заметил премьер, - но она стала расти". И сейчас главное для ее развития - дальнейшее формирование благоприятного режима работы.

Одной из ключевых проблем является недостаток инвестиций. Решать ее глава правительства предлагает за счет венчурного инвестирования и привлечения государственных фондов. "Следует также проанализировать возможности IPO начинающих инновационных компаний на специально созданных международных фондовых площадках, - полагает Медведев. - Не знаю, насколько это способно изменить ситуацию, потому что все-таки далеко не каждая компания способна выйти даже на такое IPO".

Реформирование Академии - это задача не столько государственная, сколько задача самой Академии наук, - заявил Дмитрий Медведев.

Руководители предприятий, приглашенные на встречу, свои проблемы видят глубже. "Если у нас что-то получилось очень хорошо, то это симулировать инновации, - прозвучало в зале сразу после вступительного слова главы правительства, - а симуляции на рынке не продашь". Это заявление Дмитрий Медведев комментировать никак не стал, а вот на слова о том, что малым инновационным предприятиям тяжело работать, отреагировал мгновенно. "Всем тяжело, - парировал он. - Надо просто вперед идти и предлагать решения".

Решений этих у инноваторов много, и затрагивают они не только новейшие разработки и ведение бизнеса, но даже будущее Российской академии наук. "Помогите нам модернизировать РАН", - призывала премьера председатель Совета молодых ученых РАН Вера Мысина.

- Как? - мгновенно поинтересовался Медведев.

Девушка замялась, но премьер-министр был настойчив, а первый же пункт "программы" молодых ученых РАН вызвал у него приветливый смех:

- Нужно сократить руководство РАН, чтобы его было меньше.

Глава кабинета министров с необходимостью перемен в целом согласен. "Изменения в Академии наук безусловно назрели, и дело не в соотношении между молодыми и зрелыми, - подчеркнул он. - Что точно необходимо делать, это менять систему управления и в значительно большей степени допускать молодежь к принятию решений". Другое дело, твердо убежден Медведев, что государство не может напрямую давать указания Академии, как себя вести.

- Реформирование Академии - это задача не столько государственная, сколько задача самой Академии наук, - заявил Медведев.

На последовавшей затем встрече с местным активом "Единой России" тема реформ получила продолжение. Правда, объяснять премьеру пришлось то, о чем он говорил уже не раз. В партии сейчас идет пора массовых выборов руководителей первичных отделений. Рядовые члены партии осторожно оценивают свои возможности карьерного роста внутри партии, считая, что против более известных личностей шансов у них нет.

Дмитрий Медведев как председатель партии так не считает. "Эти малоизвестные люди должны доказать свою способность не только руководить партией, но и реально продвигать партийные интересы, зажигать людей. Если это такие люди, то они нам нужны", - считает он. Но решать это должна и будет партия.

Спросили у премьер-министра о том, куда движется отечественное образование и не становится ли оно хуже. Отрицать то, что изъяны в образовании у нас есть, премьер не стал, но дал понять, что это не окончательный вариант реформы: "Это переходная система. Нам нужно задать определенный вектор реформирования нашей системы образования". Задан этот вектор будет новым законом об образовании.

На фоне Олимпиады в Лондоне актуально прозвучал вопрос о спорте. Многие в стране откровенно недовольны успехами наших спортсменов. А вот Дмитрий Медведев не унывает. "У меня нет ощущения какой-то катастрофы. Если наши входят в тройку, это уже круто, это значит, что у нас хороший спорт", - подчеркнул глава правительства.

Если в первый день своей сибирской поездки глава правительства уделил внимание развитию железных дорог страны, то перед вылетом в Москву обратился к вопросам авиасообщения, прямо в аэропорту Толмачево собрав совещание по развитию региональных пассажирских авиаперевозок. В идеале самолетное сообщение между городами страны должно развивать социальную и трудовую мобильность населения, но в России этого не происходит. "Сеть не развивается и не генерирует пассажиропоток", - заявил Медведев.

Регионы тоже не проявляют большой интерес, даже когда государство готово финансово помогать для стимулирования авиаперевозок. Из 70 субъектов, недоумевал премьер, только шесть воспользовались субсидированием, предоставляемым в тех случаях, когда для сообщения с территориями не подходит другой транспорт. Минтрансу было предложено подумать о целесообразности такой программы.

В дефиците не только авиалинии между регионами, но и самолеты, на которых по этим линиям можно было бы перевозить пассажиров. "Нам нужно подумать о создании регионального самолета в России", - отметил премьер. В силы отечественного авиапрома Медведев не очень верит, поэтому сразу предлагает задуматься о кооперации с иностранными партнерами.

Сейчас в стране насчитывается всего 340 региональных воздушных судов. Глава правительства хотел понять, сколько их нужно, чтобы летать, как летали в Советском Союзе. Министр транспорта Максим Соколов не рискнул назвать даже приблизительное количество, лишь цифру региональных маршрутов на то время - 5 тысяч. Премьер попросил все-таки подсчитать.

Пытался Дмитрий Медведев понять, какова верная стратегия пополнения парка малой авиации: делать ли упор на лизинг иностранной авиатехники или заниматься созданием собственного самолета. Глава минтранса предложил отталкиваться от другого фактора: "Отечественного самолета, к сожалению, у нас нет, чтобы он возник, нужна развитая сеть региональных перевозок".

Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич в ответ рассказал сразу о нескольких вариантах готовых и почти разработанных самолетов разного ценового диапазона как российского производства, так и чешского. Причем последние можно было бы выпускать на территории России. Премьер поручил минтрансу и минпромторгу проанализировать все эти проекты.

С альтернативным вариантом выступило министерство промышленности и торговли. Там считают более целесообразным вдохнуть новую жизнь в российский парк самолетов Ан-2, более известных в народе как "кукурузники": установить на них американские двигатели, новую авионику. Такая модернизация одного самолета обойдется примерно в 500-800 тысяч долларов.

Глава минтранса после совещания усомнился в том, что потенциальные пассажиры готовы будут смириться с уровнем комфорта, который будет в Ан-2. "Речь, скорее, идет о его использовании в качестве санитарного самолета или для общих целей", - предположил Соколов.

Дмитрий Медведев и в будущем может использовать поезд для своих поездок по регионам. "Это самый удобный вид передвижения внутри округа, - заявил он журналистам перед вылетом в Москву. - Только надо выбрать следующий округ".

Премьер-министр также рассказал, что выполнил ритуал по случаю первого спуска в угольную шахту, о котором ему рассказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Новоиспеченные шахтеры, вернувшись на поверхность, выпивают 100 грамм водки. "Традицию, конечно, выполнили - мы ведь люди воцерковленные, но в ограниченных количествах. Впереди ведь было совещание", - уточнил премьер-министр.

Кстати

Как сообщает РИА "Новости", факт ДТП с кортежем премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Камчатке никто не скрывал, виновным признан водитель ФСО, а пострадавшая может обратиться в суд, однако пока этого не сделала, заявила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. Одно из СМИ опубликовало материал, в котором жительница Камчатского края Ольга Куклина рассказывает о произошедшей в начале июля. "Виновным признан водитель ФСО - в машине, которую он вел, лопнуло колесо, и ее повело. Было обычное расследование ГАИ, страховка выплачена. Поскольку виновный определен, пострадавшая может получить компенсацию через суд. В суд она до сих пор не обратилась", - написала Тимакова в Facebook, добавив, что к ней за комментариями по поводу этого инцидента до публикации заметки никто не обращался. По ее словам, никто факта аварии не скрывал, записи с видеорегистратора пострадавшей были в материалах дела. "Машина была из гаража администрации края, а не ФСО", - добавила пресс-секретарь.