Разработан перечень случаев, когда демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета. При этом органы местного самоуправления будут вправе требовать возмещения понесенных расходов с владельца незаконно установленной рекламной конструкции или с собственника недвижимого имущества, к которому рекламная конструкция присоединена. Надзор за законностью установки и эксплуатации будет осуществляться на региональном уровне, а органы местного самоуправления смогут следить за единым архитектурным обликом города и устанавливать перечень нарушений.
Кроме того, предлагается запретить распространение рекламы, наносимой на внешние стены, крыши и иные элементы зданий, а также остановки общественного транспорта, поверхности тротуара, либо проезжей части дороги.
Согласно поправкам, муниципальные власти должны утверждать форму и конкретный срок договора, схемы размещения рекламных конструкций на своей территории. Пока схемы не утверждены, действующие договоры продлеваются на срок не более одного года. Торги проводятся только в отношении рекламоносителей, указанных в схемах.
Летом 2013 года истекут сроки договоров у 95% рекламоносителей. После этого все места под рекламные конструкции должны быть выставлены на торги. Предлагается изменить срок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с 5 до 15 лет.
Продление сроков выгодно рекламным операторам, так как пяти лет не хватает для окупаемости высокотехнологичных конструкций. Во многих странах подобных ограничений нет. Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Максим Ткачев говорит, что его организация приветствует важное положение документа, касающееся продления срока аренды. Он надеется на улучшение инвестиционного климата в отрасли. Операторы уже пытались продлить сроки договоров либо разрешить их пролонгацию без торгов, но поправки к отраслевому законодательству не получали движения.
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина в целом не против поправок, но предложения о введении возможности двухлетней пролонгации договоров категорически не поддерживает. По ее словам, изменение срока договора на установку с пяти лет на срок от пяти до 15 лет не подкреплено критериями, руководствуясь которыми органы могут определять сроки заключения договора. А запрет на нанесение рекламы на асфальт и поверхности домов требует дополнительного обоснования, с учетом того, что лишает органы местного самоуправления возможности самостоятельно принимать решения относительно размещения рекламы на подведомственной им территории.
Виктор Звагельский считает, что очень важно как можно скорее рассмотреть законопроект. Это связано в первую очередь со сложившейся сложной ситуацией на рекламном рынке. В частности, с незаконной установкой и эксплуатацией рекламных конструкций. Только в Москве таких конструкций насчитывается больше восьми тысяч.
Скорее всего, законопроект будет приниматься с учетом поправок других депутатов, которые предусматривают поддержку малого и среднего бизнеса. Согласно им за субъектами малого и среднего бизнеса должно быть закреплено не менее 60% всех рекламных конструкций.
По мнению экспертов, принятие поправок оздоровит рекламный рынок. С него уйдут самодеятельные рекламисты, которые разрисовывают тротуары и стены домов. При этом рекламодатели ничего не потеряют - эффективность такой рекламы нулевая.