По данным Минтранса РФ, протяженность линии на Сахалин составит 540-580 км; инвестстоимость реализации проекта - примерно 400 млрд руб. в текущих ценах.
Почти на треть этот проект был реализован (в варианте тоннеля) к 1953 году, но затем был директивно остановлен. На 50 лет. Экономические реалии и, в частности, потребности внешней торговли привели к восстановлению проекта в начале 2000-х годов. А ко второму полугодию-2012 уточнены основные параметры железной дороги Хабаровский край- Сахалин; к концу года будет завершено исследование по ее финансированию, окупаемости и рентабельности.
Магистраль позволит в полтора-два раза увеличить грузо- и пассажиропоток между континентальной РФ и Сахалинской областью; на 25-30% повысить загрузку промышленных, в том числе агропромышленных мощностей острова. Кроме того, на 40-60% может увеличиться загрузка внешнеторговых портов Сахалина.
В свою очередь, благодаря коридору Сахалин - материк будет расти товарообмен Курильского архипелага (входящего в состав Сахалинской области) с континентальной Россией.
Как уточнили "РБГ" в пресс-службе Дальневосточной железной дороги, в 2012 году, в контексте означенного проекта продолжена модернизация железнодорожной сети Сахалина. В I полугодии-2012 соответствующие вложения РЖД составили 224 млн руб., а за 2012 год в целом они достигнут почти 600 млн.
Между тем проект "Сахалин - материк", как заявил на днях вице-премьер областного правительства Сергей Хоточкин, может быть представлен на бизнес-форуме АТЭС 7-8 сентября 2012 г. во Владивостоке. По мнению С. Хоточкина, эта артерия позволит развивать торговлю области с соседними странами, а у России появится еще один выход в Тихий океан. Это тем более актуально, так как порты Ванино, Владивосток и Находка перегружены.