Поселок, расположенный на двух берегах реки Свирь, может оказаться разделенным на две части. Работающий здесь старый паром грозит выйти из строя в любой момент.
Перебраться через реку
Поселок Вознесенье - самая дальняя точка Ленинградской области. Он расположен на обоих берегах Свири, при ее истоке из Онежского озера. Моста здесь не было никогда, и на протяжении всей истории поселка оба берега связывала паромная переправа.
В Вознесенье примерно 3,5 тысячи жителей и многим из них приходится по несколько раз в день бывать то на левом, то на правом берегу. Одним нужно на работу, другим - на почту или в магазин, третьим - отвести детей в школу или детский сад... Поэтому паром работает круглый год, с раннего утра и до девяти вечера, выполняя за сутки не менее 14 рейсов.
Кроме того, паромная переправа служит связующим звеном автомобильной дороги Петрозаводск - Ошта, которая проходит вдоль берега Онежского озера, через поселок Вознесенье и по сути является дублером федеральной трассы "Кола".
Альтернативы парому нет. Если он по каким-то причинам не выйдет на линию, попасть с левого на правый берег Вознесенья можно будет только на рыбачьей лодке или моторке. Ширина Свири в этом месте составляет более 400 метров.
Если же необходимо пересечь Свирь именно на автомобиле, то потребуется сначала доехать до Подпорожья, где существует автотранспортный проезд по плотине Нижнесвирской ГЭС, и уже оттуда возвращаться в поселок вдоль противоположного берега. То есть делать крюк едва ли не в 100 километров. Впрочем, по словам главы Подпорожского муниципального района Василия Мосихина, на этот вариант нельзя полностью положиться.
- Существующий проезд через плотину Нижнесвирской ГЭС в Подпорожье является технологическим, поскольку изначально строился для нужд самой станции. Он был сооружен в 1951 году и не рассчитан на современный автотранспорт грузоподъемностью 40 и более тонн, - говорит Василий Мосихин. - Энергетики нас уже предупреждали официальным письмом, что могут ограничить движение или даже полностью закрыть проезд через плотину. В этом случае, кроме паромной переправы в поселке Вознесенье, добраться в правобережье Подпорожского района можно будет только по автомобильно-железнодорожному мосту в городе Лодейное Поле (больше 100 километров от поселка. - Ред.). Это единственный полноценный мост на всем протяжении Свири.
Больше 20 не входить
Сейчас ситуация с паромной переправой в Вознесенье близка к критической. Здесь работают очень старые, порядком изношенные суда. Зимой это самоходный паром СП-28, летом - несамоходный "Свирь-1" в паре с буксиром-толкачом РТ-328.
Главная проблема состоит в том, что суда не взаимозаменяемы. Сама Свирь вблизи Онежского озера не замерзает, но по реке периодически проходят льдины - летний паром в таких условиях работать не способен. Если парому СП-28 случится сломаться зимой, два берега одного поселка останутся без сообщения.
Кроме того, паромы предназначены для перевозки различного числа пассажиров: СП-28 - на 60 мест, "Свирь-1" - на 20 мест. То есть перевезти пассажиров обычного рейсового автобуса на другой берег летний паром может только в два приема. Притом что его грузоподъемность в пять раз выше, чем у зимнего, - 160 тонн против 30 тонн. Руководство ГП "Лодейнопольское ДРСУ", в ведении которого находится переправа, обращалось в Российский речной регистр с запросом о возможности реконструировать судно и увеличить его пассажировместимость, однако тамошние специалисты не сочли это возможным.
Прежде норматив по перевозке не более 20 пассажиров за рейс порой негласно нарушался. Тем более что за последние два десятилетия на переправе в поселке Вознесенье аварийных ситуаций не возникало. Но после трагедии теплохода "Булгария" контроль за речными судами ужесточился и, к неудовольствию населения, на перевозку пассажиров автобуса летним паромом уходит едва ли не целый час.
В прошлом году жители Вознесенья и окрестных деревень писали о невозможности нормально переправиться через Свирь во все возможные инстанции. Конкретного решения на этот счет не последовало. Поэтому Лодейнопольское ДРСУ по просьбе местных властей оставило более вместительный СП-28 обслуживать пассажиров и по завершении зимней навигации, вместо обычного профилактического ремонта.
Кстати, с января 2012 года губернатором Ленобласти введен запрет на перевозку большегрузного автотранспорта изношенными паромами. Исключение делается только для грузовиков, перевозящих продукты питания и лекарства, а также машин аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных служб.
Мост или новый паром
Вариантов решения проблемы два - покупка новых паромов и строительство автодорожного моста через Свирь. Последний, конечно, эффективнее. Но если приобретение хотя бы одного современного грузопассажирского парома, по оценке дорожников, обойдется казне примерно в 100-150 миллионов рублей, то возведение мостовой переправы - не менее чем в три-четыре миллиарда.
Руководство МО "Вознесенское городское поселение" и Подпорожского муниципального района, дорожники Лодейнопольского ДРСУ, депутаты областного ЗакСа не раз обращались с просьбой помочь в решении этой проблемы к региональным и федеральным властям. Но сдвинуть дело с мертвой точки пока не удалось.
Особенно тревожит местные власти состояние зимнего парома СП-28, спущенного на воду еще в 1969 году. Немножко продлить жизнь судну позволит большой ремонт в сухом доке, намеченный на 2015 год. Главное, чтобы оно дотянуло до этого срока без аварий и ЧП.
Сергей Румянцев, заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области:
- Даже в случае остановки паромной переправы в поселке Вознесенье жители правобережья не останутся отрезанными от внешнего мира. Альтернативным маршрутом будет проезд через плотину в Подпорожье. Однако необходимость сохранить транспортную артерию Петрозаводск - Ошта и обеспечить удобный проезд через Свирь сомнений у нас не вызывает.
В числе возможных путей решения проблемы мы рассматривали строительство автодорожного моста. Однако Свирь - широкая судоходная река, и возведение через нее мостовой переправы потребует слишком больших бюджетных затрат, которые область в данное время не может себе позволить.
К тому же на территории региона существует достаточно мостов, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции, которые обеспечивают движение значительно более интенсивных транспортных потоков, нежели дорога Петрозаводск - Ошта. Например, мост через Волхов на въезде в Кириши.
Экономически оправданной представляется покупка новых грузопассажирских паромов и реконструкция причальных комплексов на обоих берегах Свири. Оптимальный вариант - паромы, изготавливаемые одной из финских судостроительных компаний. Они обладают необходимой грузоподъемностью для перевозки пассажиров и автотранспорта и способны работать в условиях зимней навигации. Паромы самоходные, но их можно эксплуатировать и в тросовом варианте: натянутый по дну трос ограничит передвижение судна вдоль русла реки, что существенно повышает удобство, эффективность и безопасность переправы.
Свои предложения по приобретению парома и реконструкции переправы в поселке Вознесенье мы направили на рассмотрение губернатору Ленинградской области. Надеемся, что глава региона одобрит наши предложения и проект будет включен в расходную часть областного бюджета. В этом случае после проведения конкурсов по выбору поставщика парома и подрядчика на реконструкцию береговых сооружений нам удастся окончательно решить проблему транспортного сообщения в поселке Вознесенье.