- Очередная бредятина, - уверены одни.
- Кредитов наберу кучу, гульну! - Потешаются другие.
- Самое обидное, что если это правда, я встречу конец света в армии - далеко от родных, - переживают третьи.
Но есть и те, для кого Апокалипсис не шутка и не повод для истерики, а основа для бизнеса.
Использовать конец света для продвижения собственного бренда в молодежную среду решила известная страховая компания. В социальной сети "Фейсбук" представители компании создали группу под девизом "Получи страховку от конца света". У страницы почти шестнадцать тысяч постоянных посетителей, которые с удовольствием комментируют новые карикатуры, соревнуются в остроумии. "Ждешь конца света? Перепиши на меня имущество!", "А нам дадут выходной на уборку после конца света?", участвуют в опросах "Чей концерт должен открывать трансляцию конца света?"
Сайт с незамысловатым названием "2012 год" позиционирует себя как источник всей правды о конце света, которую официальные СМИ скрывают от обреченного человечества. Мрачный фон, броские заголовки, шокирующие истории об извержениях и наводнениях, яркие иллюстрации - в основном нарезанные из голливудских фильмов-катастроф. Однако один из разделов сайта в общую картину не вписывается, здесь создатели вполне буднично обращаются к потенциальным рекламодателям, гарантируя внимание 400-600 тысяч пользователей ежемесячно.
- Этот сайт, скорее всего, изначально создавался для того, чтобы заработать на продаже рекламного места, - считает Вячеслав Селиванов, представитель агентства "Артикул", специализирующегося на размещении рекламы в Интернете. - По мнению создателей, информация о конце света обеспечит им стабильный поток посетителей, и это привлечет рекламодателей. Но если посмотреть на цены и сравнить с расценками более или менее серьезных сайтов, стоимость рекламы довольно низкая. К тому же, несмотря на все усилия создателей, пока на сайте всего два баннера, которые можно считать рекламными. То есть конец света, видимо, не приносит больших денег. Но если над созданием ресурса работают 1-2 человека, свои пять копеек они получат.
Как уверяет Вячеслав Селиванов, серьезных рекламодателей концом света не заманишь. А многочисленные мигающие картинки, обещающие скоропостижную гибель то одним, то другим знакам Зодиака - это своеобразный аналог желтой прессы в мире интернет-рекламы:
- Это так называемые баннеры-крутилки, которые используются для того, чтобы обеспечить сайту некоторую посещаемость, - объясняет эксперт. - Они привлекают посетителей разной скандальной ерундой, рассчитывая, что хотя бы один человек из тысячи нажмет на картинку со скуки или из любопытства. Обратите внимание, их много на сайтах, предлагающих бесплатно скачать музыку или фильмы. Серьезные рекламодатели часто даже не имеют права пользоваться услугами ресурсов, нарушающих закон об авторском праве, и на сайтах остается только вот такая маргинальная реклама. Зачастую она размещается там бесплатно или по взаимному обмену. Мне, честно говоря, трудно представить, кто же всерьез использует конец света для рекламы своего продукта. Одно из преимуществ рекламы в Интернете в том, что она позволяет не стрелять из пушки по воробьям, как это происходит, скажем, с наружной рекламой, предлагающей продукт всем без разбора. В Интернете рекламодатель, как правило, выбирает сайт соответствующей тематики: рекламу машины лучше разместить на форуме автолюбителей, а рекламу фотоаппарата - на ресурсах, посвященных фотографии. Если так подумать, что же можно рекламировать на сайте, посвященном концу света? Бронированный дом или машину, жидкость для розжига, которая позволит разжечь костер на пепелище? Это должен быть очень специфический продукт.
Впрочем, дельцы, спешащие сделать бизнес на популярной страшилке, считают иначе. Еще один ресурс, обещающий всю правду об Апокалипсисе, предлагает целых десять возможных сценариев гибели всего живого: от извержения вулкана до ядерной катастрофы, пандемии и нашествия "детей Индиго". Столь же разнообразен и каталог товаров, которые, как заявляют создатели ресурса, помогут человеку пережить Судный день. Вниманию посетителей предлагаются палатка двухместная, пуховый спальный мешок цвета "океан", фонарики разной мощности, термокружка с надписью "Адреналин" и изображением мамонта, походный набор для разделки рыбы и многое другое. Торговцы страхом готовы предложить клиентам спасение даже на случай смертельной эпидемии.
Специалисты в области Интернет-рекламы признаются: есть множество продуктов, например, различные нелицензированные бады, чудо-таблетки, продавцы которых с удовольствием будут размещать рекламу везде, куда заходят люди. И если вовремя подкинуть пользователям хорошо подобранную информацию о том, почему конец света все-таки наступит, они вполне могут купить какие-нибудь таблетки для бессмертия, которые якобы позволят им пережить Армагеддон.
Андрей Цыпер, специалист в области интернет-коммуникаций, представитель агентства "А1":
- Конец света - это довольно удачный рекламный ход, если брать во внимание только тех людей, которые здраво относятся к этой тематике и воспринимают идею конца света с необходимой долей юмора. Раз уж идея близости Апокалипсиса присутствует в нашей жизни и вызывает в обществе бурную дискуссию, почему бы не использовать ее в целях рекламы. Однако если вспомнить, что существует огромное количество людей, которые искренне верят, которыми легко манипулировать, используя эту тематику, то такую рекламу уже нельзя назвать удачной. Не каждый может усмотреть скрытую в ней иронию.
Прогноз погоды, конец света и порнография - вот главные двигатели интернет-трафика. Посмотрите, сколько запросов по теме "Конец света 2012" - огромное количество. Даже те, кто не верит, интересуются, хотят быть в курсе последних новостей. Создание счетчиков и разнообразных ресурсов, посвященных Армагеддону, - это ответ на запрос аудитории.
Сайты, аккумулирующие различную информацию, надерганную со всего Интернета, легко создать. Как правило, аудитория таких сайтов - люди любопытные, наивные, доверчивые, это идеальная клиентура для рекламы всевозможных чудо-средств. Я бы приравнял подобные сайты с сомнительной, скандальной информацией к финансовым пирамидам - они тоже содержат в себе элемент лукавства, обмана. В чем-то реклама, спекулирующая на страхе перед концом света, опаснее рекламы алкоголя. Как бы парадоксально это ни звучало, людей доверчивых, поддающихся на самый очевидный обман, сегодня достаточно много.
Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения:
- Конечность существования Солнца в его нынешнем состоянии повлечет за собой неизбежные изменения на Земле. Вероятнее всего, они будут происходить на протяжении миллиардов лет, но сама возможность этих процессов время от времени рождает всплески апокалиптических истерик. Очевидно, что как и в том случае, когда нас запугали "проблемой 2000", время от времени нас будут запугивать "концом света", это хороший способ отвлечь от реальных и куда более важных проблем и заработать неплохие деньги. Ведь неслучайно многие уже "подсели" на новую кибер-игру "Апокалипсис - 2056".
Алексей Слаповский, писатель:
- Я уже не раз убеждался, что в торговле нет ничего святого. Конец света - это, как модно сейчас говорить, тренд. Поэтому совершенно естественно, что его пытаются использовать в интересах рынка. Как с этим бороться? В идеале - отключить рекламные баннеры при посещении Интернета. Это возможно. Очередное обсуждение темы только играет на руку негодяям, наживающимся на чужом страхе. В таких ситуациях лучше всего устраивать заговор молчания.