Внесение сразу трех законопроектов фактически об одном и том же лишь подтверждает тот факт, что действующее сегодня и вроде бы жесткое законодательство, давно ограничивающее перевод средств за границу, не работает.
Первый законопроект запрещает чиновникам иметь имущество за рубежом под угрозой увольнения. Но этот запрет прописан не категорически и не всем, а только рядовым и на усмотрение начальства. Никаких мер уголовной репрессии законопроект не предусматривает.
Второй законопроект предписывает гражданским чиновникам всех рангов, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы под страхом уголовного наказания уведомлять тот орган, в котором кто работает, о приобретении отдельных видов зарубежных активов и открытии счетов заграницей.
Заметим, что перечень активов, о которых надо сообщать, делает этот проект закона неудобным только для мелких инвесторов, никак не затрагивая крупный капитал.
Чиновников предполагается в уголовном порядке наказывать за несвоевременное представление, неполное представление и представление недостоверной информации о своих доходах за истекший период, а также за неуведомление, неполное уведомление и недостоверное уведомление об открытии счетов и покупках за рубежом, включая имущество супругов и несовершеннолетних детей. Преступление предлагается считать "небольшой тяжести". Срок давности незначительный, санкции относительно щадящие, правда, включают дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности на срок до 3 лет. Но жить и творить вполне можно!
Тем более что доказать умысел на сокрытие информации об имуществе супругов и имуществе детей при определенной ловкости подозреваемого и его адвокатов будет сложно. Супруги не обязаны распространять сведения о своей частной жизни и персональных данных, в том числе и докладывать о них супругу, а супруг под страхом уголовного преследования по статье 137 УК РФ не имеет права их собирать.
Третий законопроект - самый, если так можно выразиться - "кровожадный". Под него попадают уже не только гражданские лица, но и все категории "силовиков", включая прокуроров и следователей СКР. Исключение сделано для сотрудников ФСБ, депутатов, губернаторов и выше.
Все, кто подпадает под третий законопроект, не только сами обязаны закрыть заграничные счета и продать имущество. Это же предписано их супругам и даже несовершеннолетним детям. Так и написано: обязаны обеспечить закрытие счетов и отчуждение имущества своих супруг и несовершеннолетних детей.
Справедливости ради надо сказать, что уголовная ответственность с санкцией до 5 лет лишения свободы (преступление "средней тяжести") или штрафом от 5 до 10 миллионов рублей предусмотрена только для самих "спецсубъектов". А их супруги и несовершеннолетние дети по законопроекту от заключения или обнищания освобождены.
Этот законопроект не предусматривает увольнение чиновника или офицера за нарушение установленных правил их супругами и детьми, что не может не радовать названных спецсубъектов. Этот законопроект в том месте, где речь идет о членах семьи, противоречит Конституции РФ (пункт 2 статья 35).
Как это ни цинично звучит, институт брака учрежден в основном для специальных целей имущественного характера. С точки зрения основных прав человека, супруги абсолютно независимы, а потому законопроект никак не вписывается в доктрину брака, основанного на декларации прав человека.
Если смотреть на предложения законопроекта через призму Конституции и Семейного кодекса РФ, то требования законопроекта об имуществе супругов спецсубъектов можно истолковать, как относящиеся только к имуществу, находящемуся в совместной собственности супругов. Для того, чтобы не нарушить возможный будущий закон, супругам пришлось бы сразу либо разделить имущество, либо заключать брачный контракт.
К сожалению, относительно собственности детей такие рассуждения не годятся. Кроме того, законопроект противоречит более специальному законодательству о защите прав детей. Органы опеки, уполномоченный при президенте РФ должны грудью встать на защиту имущества детей от посягательства родителей, пожелавших во имя своих личных карьерных интересов лишить их заграничной собственности.
Известно, что судебная практика уголовной юстиции часто приравнивает карьерные интересы к корысти. А за это по нынешнему закону можно лишиться родительских прав. Вот как выглядели бы экстремальные, но теоретически допустимые, юридические последствия исполнения спецсубъектом требований законопроекта: детей - в детдом, их имущество, где бы оно ни находилось, - под опеку, плюс взыскание части цены проданного.
Почему части? Потому что срочная продажа заграничного имущества, предусмотренная законопроектом, неизбежно происходит с дисконтом, особенно в кризис. Такие сделки для всех спецсубъектов и членов их семей станут принципиально убыточными. Поэтому человеку, заведомо невыгодно продавшему имущество своего ребенка, придется раскошелиться на компенсацию его убытков.
А кто будет компенсировать убытки самим спецсубъектам и их женам? А вот тут интересно - по части 1 статьи 35 Конституции РФ это должно сделать государство. Но законопроект не предусматривает таких процедур и не сопровождается обязательными предложениями по государственному бюджету на 2013 год.
Заметим, что зарубежному отдыху и "всяким Куршавелям" ни один из трех законопроектов никак не препятствует.
По данным Росстата, в России числится 533 тысячи федеральных чиновников и 337 тысяч муниципальных служащих. И самая малочисленная армия чиновников работает в региональных органах власти - 209 тысяч человек.
По данным Росстата за первый квартал 2012 года, средняя зарплата региональных чиновников в 1,8 раза выше, чем у федеральных.
Слуги народа, работающие в субъектах Федерации, в среднем получают чуть больше 39 тысяч рублей. Зарплата госслужащих муниципального уровня слегка превышает 27 тысяч рублей. Средняя зарплата федеральных чиновников немногим больше 22 тысяч рублей.