На складах Кузбасса скопилось более 13 миллионов тонн угля

Юбилейный 65-й День шахтера - хороший повод вспомнить о ключевых событиях главной отрасли Кузбасса и обозначить ее перспективы.

Этот год для угольщиков стартовал с утверждения на правительственном совещании в Кемерове долгосрочной программы развития отечественного углепрома. Согласно документу, к 2030 году Россия будет добывать 430 миллионов тонн черного золота в год. Эта цифра ко многому обязывает. И не только работников угольных предприятий и их собственников. Ведь новая программа, по словам ее создателей, - не просто сумма планов добывающих компаний, а "проект развития отрасли, инструмент реализации государственно-частного партнерства в ходе инновационных преобразований".

Что касается финансовой стороны вопроса, то бюджет берет на себя около девяти процентов от общего объема "программного" финансирования (251,8 миллиарда из 3,7 триллиона рублей).

В долгосрочной программе зафиксировано, сколько нужно добывать угля, а самое главное - как его добывать. В первую очередь, привлекая квалифицированные кадры и применяя передовые технические разработки, для того чтобы, снизить негативное воздействие на окружающую среду и повысить промышленную безопасность.

Добывать по правилам

Кузбасс, на долю которого сегодня приходится больше половины угледобычи в стране, за семь месяцев текущего года выдал на-гора 112,2 миллиона тонн - на 4,7 процента больше, чем за тот же период 2011-го. И впервые общий уровень травматизма в угольной отрасли достиг минимума: количество аварий за первые полгода уменьшилось с 35 (в 2011 году) до 26, а несчастных случаев - с 900 до 470. Но и одна человеческая жизнь - слишком большая плата за уголь.

- То, что работать эффективно и безопасно сегодня можно, подтвердил первый всероссийский конкурс профессионального мастерства горняков, где кузбассовцы победили в четырех из пяти номинаций, - сообщил заместитель губернатора Кемеровской области Андрей Малахов. - Показатели производительности за время его проведения почти вдвое превысили средние по региону. При этом соблюдение правил охраны труда строго контро-лировалось. Эти вопросы нельзя отодвигать на второй план и в повседневной практике. Лучше не добыть лишнюю тонну угля, чем терпеть многомиллионные убытки от ликвидации последствий аварии. Тем более - рисковать здоровьем людей.

Несмотря на то, что вопросам аттестации рабочих мест, промышленной экспертизы и внедрения принципов безопасности в угольной отрасли уделяется все больше внимания, именно человеческий фактор (отсутствие профессиональной грамотности, исполнительской, производственной и технологической дисциплины) специалисты по-прежнему считают главной причиной аварий, которые, увы, периодически происходят. Одна из самых страшных случилась на шахте "Распадской" в 2010 году. Именно эта трагедия заставила принять целый ряд ключевых решений на федеральном уровне, в частности, касающихся безопасности и социальной защиты горняков.

В январе вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов. И это стало дополнительным стимулом для собственников шахт и разрезов. А вскоре Россия ратифицировала международную конвенцию о предотвращении крупных промышленных аварий, сделав, как подчеркнул Андрей Малахов, важный шаг к созданию жесткой системы правового регулирования в сфере промышленной безопасности. Появилась возможность прекратить ту прак-тику, когда за ЧП под землей отвечают лишь "стрелочники".

И, наконец, именно в текущем году началось обновление инструкций по проветриванию горных выработок, пылевзрывозащите, дегазации угольных пластов, технологии добычи. И хоть пока не все угольные компании принимают участие в софинансировании этого процесса, радует, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Выйти из тупика

В июле шахтеры Кузбасса установили новый всероссийский рекорд. Бригада Владимира Березовского на шахте "Талдинская-Западная 1" (СУЭК-КУЗБАСС) выдала на-гора 827 тысяч тонн, почти на 120 тысяч тонн перекрыв достижение бригады Владимира Мельника с шахты "Котинская" двухлетней давности. В общем, наращивать темпы добычи Кузбасс может.

Проблема - продать уголь. В начале августа на складах в Кемеровской области скопилось около 13,2 миллиона тонн угля. И дело здесь не только в снижении экспортного спроса, а еще и в проблемах с перевозкой.

В январе более двадцати крупнейших российских грузоотправителей подписали с РЖД и Внешэкономбанком соглашение по развитию транспортной инфраструктуры. А в апреле Кузбасс определился с региональной программой, к которой подключилось около сорока угольных компаний и предприятий. Большую часть из запланированных 180 миллиардов рублей инвестиций (в строительство контактных сетей, участков примыкания железнодорожных линий к шахтам и разрезам) вложит РЖД, а остальное - угольщики.

Вот только жизнь показала, что, даже проложив пути и пустив по ним новые вагоны собственного производства, все равно можно остаться в тупике. Еще весной Сибирский межрегиональный транспортный координационный совет пришел к выводу: железная дорога, добывающие и транспортные компании должны согласовывать и планировать свои действия, да и устаревшие нормативы перевозки грузов давно нуждаются в коррекции. Однако инфраструктурные ограничения для угольщиков актуальны и по сей день.

- Надо четко понимать, что мы отсюда просто никуда не уедем, у нас до всех портов - 4,5 тысячи километров, - подчеркнул президент холдинга "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев на недавнем совещании в Ленинске-Кузнецком. - И практически уже 55-60 процентов стоимости угля - это затраты на перевозку.

Гордиев узел, то и дело превращающийся в болезненную опухоль, нужно разрубить еще и потому, что в перспективе развитие российской угледобычи (как и экспорт угля) будет смещаться географически - с Запада на Восток. По данным министерства энергетики, доля Восточной Сибири возрастет с 25,8 до 32 процентов, а Дальнего Востока - c 9,7 до 15,2 процента.

Разумное обогащение

Чтобы не гнать через всю страну добытые тонны пополам с пустой породой, угольщики еще несколько лет назад взяли курс на производство качественного угольного концентрата - продукта с высокой добавленной стоимостью. И теперь обязательным условием при создании новых центров угледобычи стало строительство современных обогатительных фабрик. Крупные компании, работающие в регионе, активно вкладывают в это средства. В прошлом году объем переработки черного золота в Кемеровской области достиг 130 миллионов тонн, или 68 процентов от всей добычи. А в недалеком будущем доля сортировки, обогащения, глубокой переработки и газификации угля должна превысить восемьдесят процентов.

Между тем директор "Кузбассразрезугля" Игорь Москаленко на днях сообщил, что уже через пять лет компания планирует обогащать до девяноста процентов "выпускаемой" продукции, снижая объемы экспорта. До конца 2017 года будут введены в строй три обогатительных фабрики - в Талдинском, Бачатском и Калтанском филиалах.

Энерготехнологические комплексы, которые позволят перейти, если так можно выразиться, к более глубокому освоению мес-торождений, извлечению и использованию шахтового метана (а это - тоже плюс для промбезопасности), создаются в Кузбассе уже сегодня. На базе разреза "Караканский-Западный" в Беловском районе строится один из таких объектов. В его состав войдут: шахта "Беловская" проект-ной мощностью в три миллиона тонн угля в год, обогатительная фабрика, завод по выпуску полукокса и электростанция. Полученная при сжигании угольных отходов энергия полностью закроет потребности комплекса, который будет сдан в эксплуатацию в 2016 году.

Хребет для равновесия

Беловский район называют сегодня самым горячим местом Кузбасса в плане освоения новых месторождений. Здесь разрабатывают угольные пласты открытым способом сразу несколько добывающих компаний. И именно здесь, в эпицентре горных работ, в апреле 2012 года была создана особо охраняемая природная территория (ООПТ) регионального значения - заказник Караканский. Пятилетние усилия местных жителей, ученых, общественности и властей не пропали даром.

Это событие назвали беспрецедентным. Не только потому, что в Кузбассе ничего подобного лет сорок не происходило. И не потому, что заказник позволит сохранить еще нетронутую бульдозерами часть уникального по климатическим условиям места, где насчитывается более полусотни видов краснокнижных животных и растений. Главное, что впервые в России ООПТ создали на землях, принадлежащих угольщикам. Руководство Кузбасской топливной компании приняло решение не проводить предусмотренную проектом добычу угля, а профинансировало работу ученых, в итоге взяв на себя обязательства соблюдать природоохранный режим.

- Каракан открыл новую историю цивилизованных отношений - власти с народом, угольных предприятий с общественными организациями, природы с технологией, - считает заведующий лабораторией промышленной ботаники Института экологии человека СО РАН, кандидат биологических наук Юрий Манаков. - Эти отношения выходят на уровень равноправных, уважительных, взаимно-компромиссных. Создание заказника показало, что сегодня можно договориться и соблюсти интересы всех сторон - добывать уголь и одновременно сохранять экосистемы. На мой взгляд, это вселяет надежду в то, что так будет происходить и дальше. Что в Кемеровской области появятся новые природные объекты, созданные и оберегаемые угольщиками для будущих поколений.