17 мая 2012 года Россия стала полноправным членом международного движения World Skills International (WSR), призванного повышать престиж рабочих профессий и качество подготовки кадров для нужд экономики. Эта организация с середины прошлого века раз в два года проводит международные соревнования по 49 рабочим специальностям, на которые приходят посмотреть миллионы. 60 стран регулярно обмениваются опытом и вырабатывают единый стандарт профессиональных навыков, позволяющий выпускникам работать в любой точке мира. Победителей конкурса, как правило, приглашают работать в ведущие мировые компании. Государства тоже стараются поощрять своих чемпионов. Например, в Тайване денежная премия победителю составляет 40 тысяч евро, а лауреаты из Южной Кореи получают ряд пожизненных преференций. Часто награды вручают первые лица государств.
Обмен опытом с коллегами - один из способов сохранить конкурентоспособность в условиях ВТО. Есть год, чтобы подготовиться к очередному чемпионату, который пройдет в Лейпциге. Примечательно, что первым подписал соглашение о готовности тренировать российскую команду к конкурсу WSI Средний Урал. При поддержке правительства Свердловской области в Первоуральске создан учебный центр компетенций по мехатронике в рамках корпоративной программы "Будущее белой металлургии". Считается, что корпус площадью 5000 "квадратов", оборудованный самыми современными обучающими технологиями ведущих компаний мира, не имеет аналогов в России. Совместные инвестиции в строительство составляют порядка 700 миллионов рублей.
Стоило ли вкладывать такие средства в подготовку специалистов, зная, что не все из них гарантированно придут на завод после окончания обучения? Директор по маркетингу Сергей Рыбак считает, что важно подготовить профессионалов, квалификация которых не уступает международному уровню, - пусть вложения окупятся лишь спустя годы. Игра стоит свеч: средний возраст рабочих - 45 лет, и через несколько лет предприятие может столкнуться с проблемой старения кадров. Примечательно, что учащихся центра не заставляют подписывать договоры о дальнейшем трудоустройстве на конкретном заводе. Чтобы снизить риск утечки молодежи к конкурентам, промышленники организуют обучение так, что уже с первого курса 60 процентов времени учащиеся проводят на предприятии, в том числе участвуют в многочисленных спортивных и иных мероприятиях. Но и отбор идет жесткий: 10 процентов отсеялись на первом же году обучения.
Кроме этого, предприятия еще нескольких организаций УрФО включились в борьбу за право стать региональными операторами WSR, статус которого позволяет создавать центры формирования компетенций по любой из специальностей.
Главное сегодня - объяснить молодежи, что среднее специальное образование не ступенька к высшему, а возможность самостоятельно и успешно выйти на рынок труда, считают эксперты. Российской молодежи нужно привить новую философию построения карьеры - "горизонтальный рост", стремление самореализации в выбранной профессии.
- То, с чем мы столкнулись сейчас, европейские страны пережили еще в начале 80-х, когда переизбыток инженерных кадров поставил на колени многие отрасли производства и возникла необходимость создания новых механизмов формирования кадровых ресурсов среднего профобразования, - рассуждает технический делегат от России движения WSI Павел Черных.
Предполагается, что первый в России чемпионат профмастерства среди рабочей молодежи уже в октябре 2012 года пройдет в Татарстане. Многие эксперты уверены, что рабочая молодежь из России вполне сможет рассчитывать на призовые места на международном чемпионате в Лейпциге.
Наталья Золотарева, директор департамента Минобрнауки РФ:
- Публичный международный экзамен на профмастерство поможет нашим образовательным учреждениям и предприятиям настроиться на международные стандарты качества подготовки специалистов, а также подтолкнет те колледжи, которые не находятся "под крылом" предприятий, развиваться в многопрофильные учебные заведения и становиться экономически самостоятельными. Для этого их руководители должны понимать, что необходимо выпускать студентов, востребованных на региональном рынке труда, а не просто обеспечивать преподавателей работой.