Навести порядок в сфере межрегиональных грузопассажирских перевозок мешают прорехи в законодательстве. Сегодня в РФ действует более семи тысяч межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн пассажиров. Действующим законодательством не урегулированы вопросы, связанные с организацией регулярных межрегиональных перевозок пассажиров автотранспортом. В условиях сложившейся правовой неопределенности в ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты, которыми устанавливается собственный порядок организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам. Нередко принятый в одном субъекте порядок открытия, функционирования, закрытия межрегионального маршрута не соответствует, а иногда и противоречит порядку регулирования этих же вопросов в другом субъекте.
Чтобы исправить ситуацию, правительство внесло в Госдуму законопроект "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По словам замминистра транспорта Николая Асаула, принятие законопроекта позволит исключить коррупционные факторы, связанные с организацией межрегиональных маршрутов и допуска хозяйствующих субъектов к перевозкам по таким маршрутам, обеспечить развитие сети межрегиональных маршрутов в соответствии с платежеспособным спросом населения.
Законопроект, подготовленный минтрансом, предлагает ввести в обращение новый документ - свидетельство об осуществлении перевозок по конкретному маршруту, выдаваемое на пять лет, в котором будут отражаться сведения о перевозчике, а также карты межрегионального маршрута на каждое транспортное средство, предусмотренное для обслуживания межрегионального маршрута. Карта позволит не допустить замену одного транспортного средства на другое с более низкими техническими характеристиками.
Сегодня значительное число регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, производится под видом перевозок по заказу. При этом для перевозок по заказу не нужна лицензия. Законопроект предусматривает лицензирование этой деятельности. Кроме того, планируется наделить органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по определению (утверждению) мест прибытия и отправления междугородних автобусов и маршрута их следования.
Наряду с этим предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения и предусмотреть административную ответственность за перевозку пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; за нарушение установленных требований по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей. Штрафы предполагаются такие: за отсутствие оборудования аппаратурой спутниковой навигации - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. За несоблюдение установленных требований по проведению предрейсового (послерейсового) медосмотра должностных лиц оштрафуют на 5-10 тыс. руб., ИП и организации - на 10-20 тыс. руб. За повторное нарушение будет налагаться штраф в размерах от 20 тыс. до 50 тыс. руб. и от 50 тыс. до 100 тыс. руб. соответственно.
В законопроекте предлагается сформировать госреестр автомобильных межрегиональных маршрутов, который не только позволит перевозчику в течение пяти лет работать на маршруте, использовать инфраструктуру автовокзалов и остановочных пунктов, но также предоставит пассажирам возможность получить на едином информационном ресурсе в Интернете необходимую информацию о всех межрегиональных маршрутах, расписании движения транспортных средств по маршрутам и цене на проезд.
По мнению заведующего кафедрой МАДИ профессора Норайра Блудяна, нужно создать реестр не только межрегиональных маршрутов, но и аналогичный для автовокзалов. Это будет способствовать вытеснению с рынка теневых перевозчиков, даст возможность перевозчику в режиме онлайн отслеживать наличие автовокзалов, их пропускную способность и актуальный уровень загруженности.
Гендиректор транспортного предприятия "АвтоВас" Владимир Палеев считает, что в тексте законопроекта есть нюансы, создающие возможность возникновения некоторых "подводных камней". По его мнению, нужно дать более четкие определения и разграничения понятий регулярных и заказных (в т.ч. выполняемых с определенной регулярностью) перевозок и при систематичности таких перевозок установить обязанность по согласованию остановочных пунктов с компетентными органами исполнительной власти. Необходимо конкретизировать право федеральных органов транспортного контроля и надзора в части надзора за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ. Нужны четкие определения понятий "недобросовестный перевозчик", "разрешение", "карта маршрута". С учетом обеспечения требований транспортной безопасности целесообразно предусмотреть для межрегиональных маршрутов обязательное наличие автовокзалов (автостанций) в начальном и конечном пунктах.
Учитывая важность проблемы, которую затрагивает законопроект, можно ожидать, что Госдума рассмотрит его уже в сентябре.