- В России права на интеллектуальные продукты высокотехнологичных предприятий принадлежат их учредителям, как правило, научно-исследовательским институтам. За рубежом университеты передают патенты разработчикам, которые потом вправе распоряжаться ими самостоятельно. Недавно премьер Дмитрий Медведев предложил на обсуждение экспертов инициативу, согласно которой российским инноваторам будут выдаваться специальные лицензии на право владения своими ноу-хау. Такая мера способна расшевелить инвесторов?
- Вряд ли сегодня стоит сетовать на нехватку законодательных норм для регулирования рынка интеллектуальной собственности. Особенно на фоне взятых Россией к непременному исполнению международных обязательств. Другое дело, что нам зачастую не хватает адекватных решений в судейском корпусе - в его правоприменительных практиках.
- Тогда с чего следует начинать формировать единую идеологию долгосрочного развития инновационной экономики страны?
- И государству, и бизнесу нужно прекратить недооценивать глобальную роль интеллектуальной собственности в формировании и развитии современной экономики. Стоит переосмыслить значение малых и средних предприятий в формировании рынка. Усилить контроль за создаваемыми за счет бюджетных средств стратегически важными видами продукции, технологиями и услугами. Нет способности у ведомств к правовой охране результатов наиболее важных и имеющих стратегическое значение научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Вопросы управления исследованиями и "железом" рассматриваются зачастую в отрыве от методологии управления интеллектуальной собственностью. Нужно пересмотреть роль и значение международных и национальных стандартов и необходимости их соблюдения. Особенно после вступления России в ВТО и формирования Единого экономического пространства. Нужно в разы снизить уровень производства и повсеместное распространение контрафактной продукции.
- То есть речь может идти об ужесточении наказаний за нарушение в сфере интеллектуальной собственности?
- Не все сектора отрасли нуждаются в правовом реформировании. Я бы отметил два момента. Препятствия для игроков в основном возникают, во-первых, в вопросах владения авторскими и смежными правами. А во-вторых, в сегменте промышленной собственности. Во всем мире эти сектора привносят гарантированно высокий вклад в ВВП своих стран, создают множество высокопроизводительных рабочих мест. Способствуют быстрому внедрению инновационных разработок в производство. Мы также должны к этому стремиться.
Отдельной строкой в плане нашего комитета стоит задача поиска эффективного метода управления уникальными отечественными ИТ-разработками. Недавние исследования зарубежных специалистов показали, что доля авторского права в производстве России составляет 7% (для примера, в США - 12%) - показатель, уступающий только добывающим отраслям. И правовое регулирование индустрии в целом у нас находится на довольно высоком уровне в мире, тем не менее нам еще многое предстоит сделать по части рационального управления инновационными продуктами в Интернете. Здесь стоит сделать акцент на повышении контроля всего трафика и степени наказания за нарушения интересов авторов. Особую угрозу для инноваторов представляет нескончаемый поток пиратской продукции. В один ряд можно поставить и нерешенную до сих пор проблему несанкционированных публикаций материалов СМИ в различных электронных источниках. Полезно обратиться к зарубежному опыту. Скажем, в США за подобные нарушения предусматривается уголовная ответственность. Есть и более мягкий вариант наказания - во Франции к сторонникам "левого" ПО сначала применяется предупредительная мера. Но если пользователь не прекратил скачивание пиратского контента, то его по закону можно лишить точек доступа к Интернету и "повесить" пятизначный штраф. Подобные меры могут вполне эффективно работать и в России. Кроме того, целесообразно ужесточить ответственность и "третьих лиц" - интернет-провайдеров и владельцев сайтов, "закрывающих глаза" на происходящее в их "владениях" и зонах ответственности.
- Предположим, что какой-нибудь инноватор стал жертвой "пиратов" или столкнулся с проблемой судебного произвола. К кому обращаться за помощью?
- Во всем, что касается вопросов интеллектуальных авторских и смежных прав, представители бизнеса могут эффективно действовать через "народные" организации поддержки предпринимательства, скажем, через Российское авторское общество. Однако, если говорить о помощи для авторов в сфере индустриальной собственности - полезных изобретений, промышленных образцов или владельцев товарных знаков, - защитные механизмы должны действовать, скорее, через патентные службы их собственных предприятий. Можно и через патентных поверенных и их специализированные фирмы. Естественно, посильную помощь здесь готов оказать и комитет по защите интеллектуальной собственности ТПП РФ. Отрадно, что это направление является в нынешней работе палаты одним из самых приоритетных и в то же время трудно выполнимых. Сейчас решением проблем интеллектуальной собственности озабочены не только умы экспертов, но и представители бизнеса и руководства страны. Успех наших ежегодных международных форумов "Интеллектуальная собственность - XXI век" - яркое тому подтверждение. За шесть лет эта дискуссионная площадка успела привлечь наиболее авторитетных международных специалистов индустрии к активному обмену правовым опытом с российскими коллегами. А главное - мы заручились поддержкой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Совета Федерации и Госдумы, Министерства образования и науки РФ. А также минкультуры, Роспатента, научных институтов, вузов и крупных компаний. Что, бесспорно, облегчает нам разрабатывать концепцию национальной инновационной системы.
- В этой связи, какие предложения научного и предпринимательского сообщества следовало бы учесть экспертам вашего комитета в работе над столь амбициозным национальным проектом?
- Мы понимаем, что для преодоления наиболее острых проблем инновационного развития России необходим комплексный подход к их решению. А он может быть обеспечен только в рамках предлагаемой нами Государственной стратегии интеллектуальной собственности. Она позволит системно выстроить действия всех участников рынка, определить их приоритетность по программно-целевому принципу. Ведь сегодня слабое звено - это не получение патента или лицензии, а их дальнейшее использование. Известно, что в коммерческом обороте находятся всего 2,2% от общего числа зарегистрированных в России патентов. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, ТПП РФ сегодня работает над созданием специальной биржи интеллектуальной собственности - место встречи авторов патентов и бизнесменов. Однако при нынешней финансовой нестабильности и завышенных кредитных ставках инвесторы с большим недоверием смотрят на нашу инициативу. Надеемся, что ситуация все же поменяется и мы найдем способ заинтересовать предпринимателя развивать инновации в России. Что автоматически запустит и биржевой инструмент рынка.