При переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. Речь идет о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень. Эти меры, по мнению экспертов, помогут сгладить негативные последствия вступления России в ВТО.
Как рассказал "РБГ" вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров по итогам телемоста экспертов Москва-Астана по вопросам развития ТС в рамках ВТО, при вступлении России в ВТО Таможенный Союз (ТС) прежде всего должен стать механизмом стимулирования "проблемных" отраслей российской экономики, например АПК. Скажем, для такого рода поддержки сектора, как строительство дорог, селекция, газификация, электрификация села. Кроме того, ВТО не запрещает сотрудничество России с Казахстаном и Белоруссией в рамках ТС по части экологии (защита окружающей среды), создания НИОКР, развития экономически отсталых регионов. И этот список далеко не полон.
"Нам нужно думать не о том, что правила организации запрещают, а о том, что они разрешают, - уверен Петров. - Давайте подумаем о том, как использовать это для поддержки отечественных товаропроизводителей. Что для них лучше: прямые субсидии на производство той или иной продукции или строительство инфраструктуры". По его словам, если государства ТС научатся преодолевать эти трудности, то проблем при вступлении в ВТО у нас быть не должно.
Нивелировать негативные последствия присоединения России к ВТО поможет прежде всего грамотная тарифная политика по ввозимым товарам в рамках ТС, считает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. По его словам, примерно по 25% от общего числа товарных позиций ставка тарифа может быть впоследствии повышена до уровня тарифных обязательств (уровня связывания), что дает дополнительные возможности для отдельных отраслей и производителей.
Напомним, что сейчас наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов. Так, пошлина на импорт свинины в рамках квоты снижена до 0% с прежних 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм. На импорт свинины вне квоты - до 65% с прежних 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм. Импортная пошлина на готовые мясные изделия снижена до 20%, но не менее 0,4 евро за килограмм с 25%.
Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. В частности, квота на охлажденную говядину в соответствии с документами по ВТО составляет 40 тысяч тонн на неопределенный период.
Новая пошлина на ввоз сливочного масла составила с 23 августа 15%, но не менее 0,29 евро за килограмм против прежних 15%, но не менее 0,4 евро.
Изменились пошлины и на ввоз многих сыров. В частности, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40% снизилась до 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм. А, например, пошлина на импорт таких сыров, как камамбер и бри, опустилась до 15%, но не менее 0,3 евро за килограмм с прежних 15%, но не менее 0,6 евро за килограмм.
В сегменте фруктов снизилась ввозная пошлина на яблоки, а также лимоны и лаймы, из овощей - на помидоры и огурцы. Например, пошлина на ввоз огурцов уменьшилась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм - такая ставка будет действовать в течение всего года. Ранее, в период с 16 мая по 31 октября, пошлина составляла 15%, но не менее 0,12 евро за килограмм, и лишь с 1 ноября по 15 мая она опускалась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм.
Согласно обязательствам перед ВТО Россия оставит неизменной запретительную пошлину на импорт спирта, но снизит пошлину на импорт большей части крепких напитков в течение трех лет с двух евро за литр продукции до 1,5 евро. Также значительно снизится пошлина на минеральную воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.
На готовые продукты из рыбы пошлины уменьшатся лишь в перспективе и то незначительно - с 15% до 12,5-12% за один-три года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины опустятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
В соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Например, с 23 августа ввозная пошлина на пальто, плащи, куртки и аналогичные изделия уменьшилась до 10%, но не менее 3 евро за килограмм с 10%, но не менее 5 евро; на костюмы, в том числе из шерстяной ткани, брюки, платья - до 10%, но не менее 2,5 евро за килограмм с 10%, но не менее 4 евро. Ввоз рубашек и женских блузок будет облагаться пошлиной в 10%, но не менее двух евро за килограмм вместо 10%, но не менее 3 евро.
Процентная ставка на детскую одежду остается на уровне 10%, но планка снижается до 1,5 евро с двух евро за килограмм. Предполагается также снижение к 2014 году пошлин на большинство разновидностей натурального меха - с 10% до 5%, а на большинство предметов одежды из меха - к 2015 году - с 20% до 10%. Однако с 23 августа они пока не меняются.
Для смягчения последствий вступления в ВТО для России казахстанские участники телемоста предложили создать банк данных российских и казахстанских компаний, работающих в Казахстане и России, чтобы получать достоверные данные о ценовой политике тех и других. То есть для скорейшей гармонизации антимонопольного законодательства трех стран. А заместитель председателя национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" Алихан Мамбеталин подчеркнул необходимость снятия существующих административных барьеров в отношениях между российской и казахстанской сторонами. Эксперт комитета по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Гуляев полагает, что защита внутреннего рынка ТС после присоединения России, а впоследствии Казахстана и Белоруссии к ВТО будет зависеть от скорости работы ЕЭК по проведению антидемпинговых расследований и защитных мер. "Защита рынка будет зависеть от расторопности всех участников ЕЭК", - сказал Гуляев. И добавил, что компании, которые намерены инициировать антидемпинговое расследование, могут столкнуться с проблемами по сбору статистической информации об импорте для представления в ЕЭК доказательной базы. Участники видеомоста выразили еще большую озабоченность фактами демпинга не столько со стороны третьих стран, сколько со стороны бизнеса самих участников Таможенного союза. По словам исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николая Радостовца, сейчас ряд российских производителей продают свою продукцию в Казахстане по ценам на 10-30% ниже рыночной стоимости. "Поэтому мы хотели бы форсировать гармонизацию антимонопольного законодательства", - сказал эксперт.