Сроки получения разрешения на строительство сократят до 56 дней

Правительство утвердило "дорожную карту" "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", подготовленную АСИ. Реализация карты позволит к 2018 году сократить сроки получения разрешений на строительство с 423 до 56 дней, количество процедур для получения разрешения снизить с 51 до 11. В итоге Россия должна подняться в рейтинге Doing Business по получению разрешений с 178-го на 34-е место. Реализация этой, как и других инициатив, уже началась.

- С какими проблемами вы столкнулись?

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив: У нас все хорошо в макроэкономике, у нас стабильный рубль, правительство держит свои обещания с точки зрения налогов и т.д. Но именно на уровне исполнения законодательства, на уровне низшего звена чиновников мы постоянно сталкиваемся с тем, что воздвигаются все новые и новые барьеры для ведения бизнеса. У нас хорошие законы, но их очень плохо применяют. И на самом деле это как раз то, что нужно изменить.

- Необходимые законы, например, об инвестиционной деятельности, местные власти принимать не торопятся!

- Местные власти у нас до какого-то времени воспринимают задачи по развитию, в том числе предпринимательства, как некие поручения сверху, от которых можно отмахнуться. Подписывают какую-то программу, которую никто не собирается исполнять, проводят совещания для галочки. Я возлагаю большие надежды на тот момент, когда у региональных властей появится система стимулов, они будут делать то, что им нужно. Надо создать такие условия, при которых губернаторам было бы позарез необходимо заниматься развитием предпринимательства.

- Из периода планирования вы уже вышли на практический уровень? Расскажите о картах, которые вы разработали.

- Да, мы вышли на практический уровень в вопросе регионального стандарта деятельности администраций по обеспечению инвестиционного климата. Мы его внедряем в 11 регионах, видим конкретные проблемы и вместе с администрацией, местным бизнесом находим решения. В рамках национальной предпринимательской инициативы: четыре карты из четырех запущены в работу - карта по таможне, карта по энергетике, карта по экспорту, карта по строительству. Для чиновников эти карты - инструмент для работы, и очень важно, чтобы исполнение не было формальным. Мы организовали сетевую систему мониторинга, при которой каждый предприниматель будет иметь возможность высказаться о том, работают карты или нет. Эти "дорожные карты" не для правительства, не для Наблюдательного совета нашего агентства, они - для каждого, кто занимается бизнесом.

И даже если 80% предпринимателей, по данным таможни, будут проходить в оговоренный срок границу, а один предприниматель не пройдет, и при этом он не попадет под какие-то специальные ограничения, мы будем считать карту нереализованной.

- Самые острые диспуты прошли по таможенной карте. Как работать будете?

- Таможня - очень эффективный орган государственного управления. Таможня успешно собирает таможенные платежи, которые пополняют бюджет, из которого выплачиваются пенсии, оплачиваются социальные проекты. И всегда гораздо сложнее, когда есть определенный успех, признать, что ты еще не совершенен, что надо двигаться дальше. Если ведомство не успешно, и оно ничего не добилось, ему даже проще с нами работать, потому что там понимают, что нужно что-то менять к лучшему. Таможня очень успешна, и им сложно согласиться с тем, что их решения не всегда верные. Для таможни желания бизнеса - дело второстепенное. Основная задача - пополнение бюджета. Но если мы будем только собирать деньги в бюджет и не думать о развитии предпринимательства, то этих денег не станет больше. Таможенникам было сложно это понять, в чем-то наступить себе на горло. И я им очень благодарен, даже несмотря на острые споры, которые у нас были. Мы рассчитываем на конструктивное взаимодействие.

- А вам не кажется, что будут камни преткновения и при реализации строительной "дорожной карты"?

- Там немного другая ситуация. В строительстве - огромный комплекс проблем, которые не решались последние двадцать лет, с момента перехода к рыночным отношениям. Чтобы эти проблемы решить, муниципалитеты прежде всего должны откадастрировать свои земли, определить границы. Для всего этого нужны очень большие деньги. Не везде они есть. Если в муниципалитете работают люди не очень порядочные, то они окажутся в выгодной ситуации, потому что смогут совершать какие-то коррупционные действия. И если таможня - контрагент, который успешен и которого надо сделать еще успешнее, то в ситуации со строительством такого контрагента явно нет. Сейчас, возможно, им станет вновь созданное агентство по строительству и ЖКХ, и нам предстоит очень тяжелая, в чем-то даже муторная совместная работа. Уж очень велик объем нерешенных проблем.

Что касается других "дорожных карт", то многие уже запущены. Это карта по регистрации предприятий, она не будет очень сложной. В принципе ФНС служба много сделала, и где-то нам нужно немножко докрутить ситуацию, а где-то нужно обеспечить взаимодействие ФНС с банками и фондами так, чтобы срок пять дней, который ФНС ставит для регистрации предприятия, соблюдался и дальше. По мировым практикам он неплох. Но после этих пяти дней наступают еще месяцы, когда нужно пойти в фонды, в банки. Нам бы хотелось, чтобы вся процедура регистрации укладывалась в пять дней. Когда Всемирный банк меряет рейтинг Doing business, ему не важно, кто там нас регистрирует, он смотрит на факт: получил предприниматель через пять дней свои документы или нет. Поэтому здесь вопросы межведомственного взаимодействия станут довольно актуальными. Карта по регистрации собственности, по сути, предваряет карту стройки, где-то продолжает ее. Такие проблемы взаимоувязаны. Проблема разграничения земли, проблема оформления земли во владение - такая же острая, как проблема получения разрешения на строительство. По сути, это звенья одной цепи. "Дорожная карта" по доступу малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний - это стимул, который используется во всем мире. Государство квотирует долю МСБ в своих закупках для того, чтобы стимулировать их рост, для того, чтобы эти компании были инновационными. Я считаю, что мы много говорим о создании инноваций, у нас есть Сколково, есть "Роснано", есть еще масса организаций, но проблема в том, что эти инновации не находят спроса. Т.е. никто не покупает то, что производят эти инновационные компании. И мне кажется, что компании с госучастием, как наиболее ответственные, должны подать пример, а за ними потянется уже и частный бизнес. Группа по регуляторике должна упростить всякие специальные регулирующие форматы, в которых работает бизнес. К примеру, это технадзор, который на конкретные предприятия оказывает большое влияние. Ну и, конечно, группа по конкуренции - серьезнейший вопрос. Какая нам нужна конкуренция? Зачем она нам? Хороша ли конкуренция сама по себе? Или, может быть, мы должны стимулировать конкуренцию на внутреннем рынке, а на внешнем, наоборот, продвигать свои предприятия? Здесь много открытых дискуссионных вопросов. Надеюсь, что группа сможет на них ответить и задать ориентиры, которыми воспользуется правительство в своей работе на некий долгосрочный период.

- Какие планы на следующий год?

- Главная цель следующего года - реализация первых результатов "дорожных карт". Эти четыре карты реализуются до 2018 года, но очень значимые результаты по каждой карте запланированы на будущий год. Мы рассчитываем, что следующий год пройдет под знаком уже реальных изменений, улучшений инвестиционного климата. Мы будем продолжать готовить новые карты, а по старым - изучать результаты.

- Когда вы надеетесь собрать результаты мониторинга?

- Он будет вестись постоянно. Информацию о реальных изменениях мы будем публиковать на сайте. Думаю, что поначалу кто-то будет пытаться выдать желаемое за действительное, но наша задача - обеспечить прозрачность всей этой работы. Кроме того, мы продолжим нашу работу с открытым правительством, с деловыми ассоциациями. По результатам президент примет решения.

- В августе АСИ исполнился год. Что изменилось за этот год лично для вас?

- Основной результат за год - понимание, что никто больше в стране не сомневается в необходимости улучшения инвестиционного климата. Народ в регионах начинает об этом задумываться, появляется конкуренция. Это большое колесо начало крутиться.

Другой важный результат: мы сделали очень, как мне кажется, хороший стандарт по региональному инвестиционному климату. Он действительно будет полезен и позволит серьезно улучшить ситуацию.