Два бюста - Наполеона, увенчанного лавровым венком, как римский триумфатор, и Александра I - образуют две точки противостояния, вокруг них и группируются раритеты коллекции ГМИИ, большая часть которых показывается впервые. Похоже, что это как раз то противостояние, каким его представляли эти два человека. По крайней мере, Тарле писал, что Наполеон, по-видимому, не исключал, что "русская война" станет "войной кабинетов", как выражались в XVIII века, чем-то вроде дипломатической дискуссии, продолженной "жестами оружия", после которой стороны приходят, наконец, к общему соглашению. С точки зрения такой "политической войны", у России не было шансов. Армия Наполеона была чуть не втрое больше русской. И эта армия в Европе терпела от французов не одно поражение. К тому же Бонапарт считал, что у русских нет ни одного дельного полководца, кроме князя Багратиона. Что касается самого Наполеона, то о том, как росла его слава, медали повествуют в подробностях.
В разделе, посвященном Наполеоновским войнам 1796-1811 годов, можно увидеть, как менялся чеканный профиль полководца. На медали 1796 года по случаю победы в Италии (кстати, сделанной умельцами Нюрнберга) античного героя нет и в помине. Зато видна крепкая уверенная посадка головы на широких плечах, длинные волосы и профиль покорителя Тулона. Потом появятся медали с двумя и даже тремя царственными профилями - по числу самодержцев, заключавших мир… Затем вместо точных портретов явятся экзотика, вроде пальмы над крокодилом в медали 1799 - "на завоевание Верхнего Египта". Наконец, с войной в Италии явятся и античные мотивы. Медаль в честь взятия Неаполя 15 февраля 1806 года - одна из красивейших. На ней изображен могучий бык с бородатым лицом (прозрачно намекающий на мощь Юпитера), а над ним парит-летит богиня победы. Словом, полный триумф. Ну, а дальше в ход пошли лавровые венки, подбитые горностаем алые плащи, накинутые на манер тоги, и прочие атрибуты любви к античности, подвигами которой мерялась современность. Их можно увидеть на гравюрах, которые и служили основой для медалей и монет.
И вот такой Юпитер-Наполеон, за которым стояло практически вся Европа (кроме ненавистной ему Англии и непокоренной Испании), начал войну против Александра I. Как он написал в одном из писем, сидя уже в Москве и пытаясь вступить в мирные переговоры с русским царем, "я веду войну с Вашим Величеством без всякого озлобления". Так сказать, ничего личного! Десятки тысяч трупов на Бородинском поле, которые оставались неубранными несколько месяцев, это так, отходы войны. Битву под Бородино Наполеон объявил своей победой. И формально он был прав - русские войска отступили, потеряв половину своей армии. Битву под Бородино Кутузов, потерявший половину армии и наотрез отказавшийся терять другую в еще одном сражении за Москву, тоже провозгласил победой. С точки зрения стратегической и моральной, он был прав. Наполеон потерял здесь 47 генералов, несколько десятков тысяч солдат. Позже он назвал сражение под Бородино самым страшным из всех, в которых он участвовал.
Похоже, медали в то время были вроде газет. На выставке можно увидеть французскую медаль на взятие Москвы и даже приготовленную заранее медаль "Французская армия на реке Волге". Не пригодилась. Зато русским было тогда точно не до медалей. Они появились позднее. В память освобождения Москвы - в 1834, в память битвы при Малоярославце, который восемь (!) раз переходил из рук в руки, - в 1835. Тогда же была выпущена медаль в память бегства Наполеона за Неман. Среди образцов самых ранних, пожалуй, штемпель с портретом Александра I, сделанный самолично его матерью императрицей Марией Федоровной, в 1814 году. Она увлекалась резьбой по камню и сделала медаль "Избавитель народов" - к возвращению сына из Парижа. Это тот редкий случай, когда выпуск медали оказывается жестом лирическим. Позже штемпель был использован для большой платиновой медали к 50-летию императора, когда Александра I уже два года не было в живых. Эту медаль тоже можно увидеть на выставке.
Наконец, медали могут становиться последним утешением. Достаточно взглянуть на медаль Св. Елены или медаль на отступление французских войск из России в 1812, которые были выпущены в Париже в 1880-1890-х, чтобы понять - это не монумент поражению Наполеона, а уверение, что "у нас была прекрасная эпоха". Правда, очень кровавая и закончившаяся плохо. После этого начинаешь разделять чувства Льва Николаевича к человеку, который утопил в крови несколько стран "без всякого озлобления". Словом, читайте "Войну и мир", господа! Очень своевременная книга.