Суть дела в следующем. Имущество должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, реализуется на торгах. В том случае если банкрот является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), то одним из последствий такой продажи в общем случае является возникновение обязанности уплатить этот налог с выручаемых сумм.
В Налоговый кодекс РФ (НК РФ) с 01.01.2009 Федеральным законом N 224-ФЗ в пункт 4 статьи 161 было введено следующее правило о специальном порядке перечисления НДС при продаже имущества банкрота.
Устанавливалось, что органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества, становились так называемыми налоговыми агентами и должны были сами удерживать и перечислять в бюджет НДС, исчисленный ими с такой реализации. То есть налог должен был уплачиваться не самим налогоплательщиком-банкротом, а уполномоченными продавцами его имущества.
С момента появления в НК РФ правил об уплате в особом порядке НДС со сделок по продаже имущества банкрота налоговыми агентами возникло очевидное противоречие с некоторыми нормами ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Например, немедленная уплата НДС налоговыми агентами влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога, чем нарушается очередность, установленная п. 2 ст. 134 этого закона, т.е., проще говоря, кредиторы недополучают день ги, вырученные от продажи активов должника, так как они сразу "уходят" в бюджет.
Президиум ВАС РФ уже высказывался о существующем противоречии в своем постановлении от 21.06.2011 N 439/11 по конкретному делу, сделав вывод, что налоговым агентам НДС все-таки перечислять не нужно, так как "исполнение обязанности по уплате налога путем ее возложения на арбитражного управляющего как на налогового агента противоречит требованиям закона о банкротстве об очередности удовлетворения текущих требований кредиторов". Тем самым арбитры встали на сторону кредиторов, посчитав, что, по сути, пункт 4 статьи 161 НК РФ не подлежит применению.
Между тем Федеральным законом N 245-ФЗ в упомянутую статью были внесены изменения: введен специальный пункт 4.1, действующий с 01.10.2011, которым был изменен ранее предусмотренный пунктом 4 статьи 161 НК РФ порядок исчисления и уплаты НДС, возникающего при продаже банкротного имущества. Отныне налоговыми агентами должны быть не специализированные продавцы, а покупатели имущества банкрота, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Мне кажется логичным предположение, что пунктом 4.1 статьи 161 НК РФ законодатели "обходят" выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ по конкретному делу, ведь этот пункт направлен на преодоление эффекта постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 N 439/11, поскольку обязанность перечислять НДС возложена на покупателя, в отношении обязанностей которого ВАС РФ не высказывался.
Позиция ВАС РФ, на мой взгляд, выглядит более справедливой: имущество банкрота продается именно в интересах кредиторов, это сделка чрезвычайная, она совершается не в рамках обычной предпринимательской деятельности. Поэтому справедливо, что интересы кредиторов должны преобладать над иными интересами. НДС, возникающий при реализации имущества, конечно, нужно заплатить, но только в очередности, предусмотренной "банкротным" законом (если останутся день ги).
Из проекта же видно, что есть вероятность, что ВАС РФ признает верховенство норм НК РФ над правилами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Какая позиция возьмет верх - сказать не берусь. Лично мне кажется, что авторитет закона в данном случае будет повесомее, чем интересы кредиторов.
Пункт 4.1 статьи 161 НК РФ ввел новые обязанности именно для покупателей имущества банкрота. И для них "вес" закона о банкротстве в предложенном ВАС РФ истолковании намного меньше, чем "вес" прямого правила указанного пункта, поскольку действие норм НК РФ обеспечено налоговым контролем.
При распродаже имущества банкрота среди прочего будут приобретаться крупные активы, НДС по которым покупатели будут принимать к вычету, и весьма вероятно, это приведет к необходимости возмещения НДС из бюджета.
Поэтому думаю, что налоговая инспекция при камеральной проверке декларации такого покупателя с НДС к возмещению имеет возможность быстро установить, что покупатель обязанность перечислить НДС в бюджет не исполнил, необоснованно перечислив его на счет банкрота.
Тогда, во-первых, инспекция откажет в возмещении НДС, во-вторых, взыщет с покупателя неперечисленный вовремя в бюджет налог (особенно потому, что с банкрота его уже не получить), а также пени и штраф.
Финансовые потери покупателя могут быть огромны, поэтому видится, что покупатели в основном предпочтут исполнять НК РФ. И все равно столкнутся со спорами: если ВАС РФ сохранит свою позицию, то арбитражные управляющие, "подгоняемые" кредиторами, будут взыскивать НДС с покупателей, а то и отказываться от договоров купли-продажи.
Тем самым покупка имущества на торгах, будучи "генератором" судебных споров и (или) налоговых претензий, станет попросту рискованным мероприятием.