Первое соглашение, подписанное компаниями в мае, определило их намерения. А второе, подписанное 30 августа в норвежском городе Ставангер, содержит детали сотрудничества. И, как отметил глава "Роснефти" Игорь Сечин, "темпы реализации соглашения со Statoil вселяют оптимизм".
Совместные предприятия создаются для работы на участках Персеевский, Лисянский, Кашеваровский и Магадан-1. По условиям соглашения российская компания получит 66,67 процента акционерного капитала в СП, а Statoil - 33,33 процента. Норвежцы также полностью берут на себя расходы на геологоразведку.
Мажоритарные акционеры обеих компаний - российское и норвежское правительства. Соответственно, совместная разработка арктического шельфа является свидетельством межгосударственной программы обеспечения энергобезопасности на фоне падения добычи нефти. Российское руководство сейчас усиливает поддержку шельфовых проектов, чем укрепляет основу энергетической стабильности. Это и налоговая оптимизация в отношении шельфовых проектов, и личное участие первых лиц государства в переговорных процессах, которые "держат руку на пульсе" и оперативно реагируют на перспективные предложения, связанные с развитием добычи углеводородов на шельфах. Это и перераспределение управленческих ресурсов, в частности, назначение президентом "Роснефти" куратора ТЭК Игоря Сечина. Скептики увидели в этом назначении "игру на понижение", однако масштабность проектов "Роснефти" говорит об обратном.
Недавно в СМИ появилась информация, что к сотрудничеству с российской компанией проявляют интерес американская ConocoPhillips и индийская ONGC. Не исключено, что одной из причин этой заинтересованности как раз и является переход Игоря Сечина на новую работу.
Судя по всему, менеджмент компании завоевывает доверие нефтегазовых гигантов: один из основных разработчиков европейского шельфа Statoil воспринимает "Роснефть" не как младшего брата, а как равноправного партнера, имеющего статус игрока мирового масштаба.