Эксперты: В РФ необходимо создать инфраструктуру для утилизации авто
Российский автомобильный рынок растет. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объединяющей крупнейших автопроизводителей, в этом году с января по июль в нашей стране было продано почти на 210 тысяч машин больше, чем за это время в 2011-м.
Если все пойдет так и дальше, то, по прогнозам Price water house Coopers (PwC), России каждый год нужно будет утилизировать по два миллиона авто. Плюс еще 10 миллионов тех машин, возраст которых уже превысил 15 лет.
Во всем цивилизованном мире автомобильные "похороны" - сложный многоступенчатый процесс. В нем задействована целая отрасль. Необходимые составляющие - пункты приема машин, предприятия по разборке, где из железных "коней" вынимают все, что пригодно для повторного использования. И, конечно, шредерные заводы по переработке "остатков".
В России такой инфраструктуры пока нет. "Есть какие-то предприятия, которые перерабатывают отдельные агрегаты и узлы автомобилей. Но эта деятельность не имеет системного характера, - отмечает вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев. - Как посчитали эксперты, для создания этой отрасли необходимо порядка 60-70 миллиардов рублей, и я с этой цифрой соглашусь. А если говорить о сроках, то может потребоваться как минимум год-полтора".
Сколько в России может понадобиться одних только пунктов приема машин и предприятий по разборке и демонтажу, официально никто не заявлял. Но примерные цифры представить себе можно, если посмотреть на опыт других стран. В Германии, где из эксплуатации каждый год выбывает около трех с половиной миллионов автомобилей - показатель, сопоставимый с тем прогнозом, который эксперты PwC дают для России, - действует больше 200 тысяч таких предприятий. Что касается шредерных заводов, то опять же по оценкам PwC, нашей стране нужно будет как минимум 30 производств, способных утилизировать по 100 тысяч автомобилей в год. Пока их, по официальным данным, в России всего шесть.
"Конечно, созданием инфраструктуры для утилизации автомобилей должен заниматься бизнес, - уверен аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Тем более что бизнес в этом заинтересован. Переработка и утилизация - прибыльная отрасль, особенно когда речь идет о больших объемах".
Олег Мосеев согласен, но замечает, что для предпринимателей очень важна определенность и прогнозируемость. "Бизнес должен четко представлять, что от него хотят, и быть уверенным, что завтра правила игры на рынке не поменяются", - поясняет он. - Но пока четкого понимания вопроса формирования утилизационной индустрии на государственном уровне я, к сожалению, не вижу".
Андрей Шенк напоминает, что введение утилизационного сбора вообще напрямую очень слабо связано с процессом утилизации. "Он, скорее, призван защитить производителей внутри страны от импортеров, - замечает эксперт. - В пользу этого говорит тот факт, что ставки утилизационного сбора "привязывают" к мощности машины. Хотя, по сути, мощность не имеет никакого отношения к затратам на утилизацию".
И все-таки большая часть доходов от нового автомобильного сбора, по крайней мере, как обещал минпромторг, будет тратиться именно на развитие инфраструктуры для утилизации машин. Точнее, на поддержку предприятий, которые работают в этой отрасли. Как именно будут распределять средства, ведомство еще не заявляло. Но ждать осталось недолго. Проект постановления правительства о субсидировании утилизационной отрасли минпромторг, по заданию правительства, должен разработать к ноябрю.
А как у них
Самым высоким коэффициентом утилизации автомобилей в Европе может похвастаться Голландия. По итогам прошлого года он составил 96,2%. Утилизационный налог в этой стране составляет 45 евро. Платят сбор производители или официальные дилеры при продаже нового автомобиля. Ну а главную проблему, как заставить автовладельцев сдавать своих старых "коней" на переработку, в Голландии решили просто. Хозяева машин там платят транспортный налог до тех пор, пока не подтвердят документально, что автомобиль отправлен в утиль.