Мне понравилось, как работал стенд РОСКИНО в эти дни, как глава компании обаятельная Екатерина Мцитуридзе умеет привлекать к себе авторитетнейших людей в мире кинобизнеса и находить с ними общий дружеский и деловой язык. В один из последних дней мы с ней встретились на стенде РОСКИНО, чтобы подвести некоторые итоги первого опыта.
Екатерина считает очень важным, когда на фестивале присутствуют не один-два фильма из России, а целая институция, призванная продвигать наши картины на мировые экраны и вообще представлять лицо современного российского кино. Представлять миру возможности нашей киноиндустрии - в том числе и для копродукции, и для съемок на территории России. И - создавать моду. Екатерина это особо подчеркивает: да, создавать в мире моду на российское кино.
Началось это в Канне, когда пять лет назад там появился российский павильон. С той поры он окреп, вырос в размерах, в нем стало появляться все больше кинематографического люда - узнать о новых российских кинопроектах, встретиться с русскими коллегами. Екатерина воодушевлена первыми результатами: "Ты по-настоящему понимаешь значение того, что ты делаешь, - когда ты делаешь".
Стенд Роскино в отеле "Эксельсиор" миновать было невозможно: с него начиналась территория Кинорынка, он был на самом видном и бойком месте. "Вряд ли иначе к нам зашел бы, например, Харви Вайнштейн (один из крупнейших кинопродюсеров США - В.К.) - а тут, проходя мимо, он удивился, зашел, посидел, посмотрел наш каталог. Лиха беда начало", - считает Екатерина.
На организованной при участии Роскино церемонии открытия Кинорынка были все ключевые фигуры кинобизнеса, прилетевшие в Венецию. Среди почти 900 гостей можно было увидеть директоров всех мировых кинорынков, от Торонто до Канна, Лос-Анджелеса, Пусана. "В эти дни мы начинали работу в 9 утра и заканчивали в 8 вечера, хотя официально рынок работает с 11 до 6, - отмечает Екатерина. - Шли семинары, конференции, лекции. В частности, актуальной была конференция, посвященная новым формам дистрибуции фильмов - Video On Demand, видео по запросу. Эту идею еще с трудом осмысливают в Европе, хотя в Америке такая форма уже приносит миллиардные доходы. В ней - будущее кино".
Я прошу Екатерину рассказать подробнее об этой идее.
- К сожалению, кинотеатральная дистрибуция для независимого авторского кино в последнее время изживает себя. Я имею в виду кино более сложное, чем "Трансформеры". Зато "видео по запросу" в США открывает новые перспективы и уже сегодня дает 400 процентов роста! Стоимость подписки на эту услугу - 7 долларов в месяц. Подписчик получает доступ к огромному количеству фильмов, телепередач, сериалов, музыкальных программ и другой аудиовизуальной продукции. Преимущества системы очевидны, включая экономию денег и места в доме - уже не нужны шкафы для хранения коллекций DVD. Понятно, что в этих условиях отпадает потребность покупать DVD, и этот рынок стремительно падает. И вот мы провели конференцию, на которую глава нашей Кинокомиссии в Лос-Анджелесе Элеонора Граната Дженкинсон пригласила многих влиятельных людей - таких, как руководитель департамента Национального киносовета Канады Шанель Рутье или Паола Корвино, глава ведущей сейлс-компании Италии Intramovies…
Данные, приведенные на конференции, несведущего человека могут ошеломить. В Северной Америке более ста миллионов семей уже использует сервисы видео по запросу (VOD). Студии все чаще выпускают свои новинки одновременно на DVD и VOD. Екатерина напомнила, что еще во время Московского кинорынка DOORS в июне этим новым методам цифровой дистрибуции фильмов уделялось особое внимание. Были проведены деловые переговоры, о результатах которых РОСКИНО объявит на Кинорынке в Лос-Анджелесе в начале ноября. Но этот новый способ дистрибуции еще только зарождается, и все его возможности пока даже не разведаны.
Главный тормоз в распространении системы VOD в Европе - пиратство. Поэтому то, что уже доступно жителям Северной Америки, пока недоступно в России.
Я спросил о филиале РОСКИНО в Лос-Анджелесе. Он был основан в дни Берлинского фестиваля, и его участие неоценимо в успехе проведения Московского кинорынка DOORS, который имел в мире кинобизнеса очень позитивный резонанс, - считает Екатерина Мцитуридзе. - Продано 15 наших фильмов, названия которых также будут объявлены во время Кинорынка в Лос-Анджелесе.
Что касается кинотеатрального проката для русских фильмов, то он остается проблемой. Сейчас идут переговоры о продаже фильма "Кококо" Авдотьи Смирновой. Но и в случае успешной продажи за РОСКИНО остаются заботы о раскрутке фильма: надо искать "зацепки" и "манки" для зарубежных зрителей, побуждающие их смотреть русские фильмы с не известными им актерами. Это - отдельное искусство, которое осваивают эмиссары РОСКИНО. Содействие этому, надеется Екатерина, окажут многие зарубежные журналисты, на которых деловая атмосфера на московском DOORS произвела вполне благоприятное впечатление.
Осваивается и азиатский рынок - вскоре представители РОСКИНО поедут на Кинорынок в Пусан и примут участие в его работе.
Я спросил, какие наши фильмы пользовались вниманием в дни работы Венецианского кинорынка. Екатерина сообщила, что был подписан договор с одной из крупнейших компаний Италии Intramovies о совместной работе в продвижении российских картин. Наиболее близки к завершению сделки по фильмам "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Жить" Василия Сигарева, "Бедуин" Игоря Волошина, "Шоппинг-тур" Михаила Брашинского, "Два дня" Авдотьи Смирновой.
Как всегда, все дело упирается в человеческий фактор, в личный энтузиазм человека. В связи с этим Екатерина особо отметила роль, которую играет в продвижении нашего кино в Италии Алена Шумакова - она консультирует Венецианский и Римский кинофестивали, рекомендует им новинки российского кино, которое отлично знает и за которое искренне "болеет". А я, со своей стороны, не могу не отметить активизацию творческой энергии в РОСКИНО после прихода нашей сегодняшней собеседницы Екатерины Мцитуридзе.
В завершение Екатерина повторила фразу, которая вызвала аплодисменты на церемонии открытия Венецианского кинорынка: мы все здесь дома, и видим друг друга гораздо чаще, чем членов своих семей. Это правда: труднейшее дело учреждения новой моды - смотреть российское кино - еще на самом старте.
О том, как будет представлено кино России на предстоящем в ноябре Международном кинофестивале в Риме, "РГ" расскажет в ближайшее время.