Распоряжение, подписанное на днях председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, стало логическим продолжением принятого еще весной решения открыть Спиченково для международных полетов.
Кузбасское руководство неоднократно обращалось с соответствующей просьбой к федеральным властям. Ведь, как сказал заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов, именно отсутствие у новокузнецкого аэропорта международного статуса мешает Кемеровской области всерьез претендовать на финансирование туристической отрасли по федеральным программам. Туризм в последние годы активно развивается как раз на юге Кузбасса и постепенно должен "потянуть" за собой остальные сферы экономики. Будет расти горнолыжный комплекс в Горной Шории - повысится инвестиционная привлекательность и деловая активность всего региона, появится благоприятная среда для модернизации промышленности. И, как надеются оптимисты, не одной только угольной.
Сегодня диверсификация кузбасской экономики, по большей части, еще в планах. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал области в 2011 году, инвесторов по-прежнему интересует в основном лишь добывающий сектор. Если говорить о развитии туризма, то, по данным УФМС, из 45 с лишним тысяч иностранных граждан, прибывших в Кузбасс за первое полугодие, только около тысячи приехало с туристической целью.
Между тем объем внутренних перевозок через новокузнецкий аэропорт, обслуживающий Прокопьевск, Междуреченск, Осинники, Таштагол, Мыски, Белово и другие южнокузбасские города, увеличивается. Если в 2009 году он составил 97,8 тысячи человек, то в 2011 году - уже 126 тысяч. Поэтому на создание дополнительного таможенного поста, который будет способствовать расширению внешнеторговых связей, возлагаются большие надежды.
Но мало получить статус международного. Нужно еще физически обеспечить прием международных авиарейсов. Предполагаемая пропускная способность "пограничного" пункта в Новокузнецке - 200 пассажиров в час. Весной губернатор области Аман Тулеев поручил провести реконструкцию аэропорта в сжатые сроки. Тогда же было сказано, что международный пассажирский терминал, проектной стоимостью 522 миллиона рублей, будет построен на средства собственника уже к 2013 году.
В новое "воздушное окно" Кузбасса планируют вложить 681,5 миллиона рублей. За реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и мест стоянки воздушных судов 399,4 миллиона рублей заплатит федеральный бюджет. Из областной казны предполагается выделить 92,5 миллиона руб-лей, а еще 189,6 миллиона - доля из внебюджетных источников, в том числе и самого "Аэрокузбасса". Согласно федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах", реконструкция комплекса Спиченково попадает на самый конец этого периода - 2014-2015-й.
- Для Кемеровской области очень важно наличие двух международных аэропортов, - заявил полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский на недавнем совещании в Кузбассе. - Кемерово и Новокузнецк должны иметь полноценные авиаузлы для обеспечения качественных межрегиональных, международных и грузовых перевозок. И внимание со стороны местных органов власти к проблемам развития Спиченково должно быть максимальным.
Проект реконструкции аэропорта в 2012 году включен в региональную долгосрочную целевую программу. Вместе с тем представители "Аэрокузбасса" сообщили, что в сроки, установленные федеральной программой, уложиться не смогут: слишком много времени уйдет на подготовку и согласование необходимых бумаг. Да и объемы ремонтных работ велики. А закрыть аэропорт для их проведения нельзя: авиасообщения лишатся около двух миллионов жителей области.
Виктор Толоконский обещал посодействовать в продлении сроков реконструкции, предложив ввести на этот период для Спиченково льготный налоговый режим. Но, как подчеркнул полпред, аэропорту нужны и особые меры поддержки со стороны региона, государственный заказ для обеспечения полноценной загрузки объекта.
В Кузбассе принимают меры для снижения стоимости авиабилетов. Как заявил заместитель губернатора Сергей Кузнецов, тарифы на пассажирские перевозки в августе не были повышены на 12 процентов, как планировали авиакомпании. Оптимизация цен на доставку топлива и пассажиров, а также наземное обслуживание самолетов, повлияли на стоимость билета не более чем на 20 процентов. Остальные 80 - прерогатива перевозчиков. Поэтому решено создать в регионе рабочую группу, которая определит возможные механизмы снижения цен. К тому же осенью, когда закончится курортный сезон, из Новокузнецка и Кемерова станут выполнять рейсы сразу несколько новых авиакомпаний. Как известно, с июля из Спиченково уже летают самолеты "Якутии". Однако, как сообщает пресс-служба УФАС по Кемеровской области, пока ситуация в небе Кузбасса существенно не изменилась.