Долгое время Тюмень оставалась чуть ли не единственным крупным городом Западной Сибири, стоящим на судоходной реке, но не имеющим набережной. Впервые во властных коридорах заговорили о необходимости благоустройства территории вдоль Туры еще в конце семидесятых годов прошлого века. Но тогда дальше слов не пошло. Между тем своенравная река в половодье продолжала подтачивать овражистые берега в исторической зоне областного центра, грозя обвалить примыкающие к водной артерии старинные здания, разрушить коммуникации. Опасные инциденты случались не раз.
Решение "одеть" Туру в гранит принято в середине минувшего десятилетия. Когда проект еще только вынашивался, стало ясно, что надежно укрепить крутой, рыхлый, со сложным рельефом склон, к тому же превратив его, по замыслу архитекторов, в широкую многоярусную прогулочную зону, будет непростой инженерно-технологической задачей.
Однако, судя по итогам работы, справились с ней успешно. От весеннего паводка, грунтовых и поверхностных вод берег теперь защищают железобетонная подпорная стена на буронабивных сваях, система водосбросов, оригинальная дренажная система. Основание скрыто под гранитными плитами и брусчаткой. Впервые в истории строительства отечественных набережных удалось создать своеобразный береговой амфитеатр в четыре "этажа" с пешеходными и велосипедными дорожками, смотровыми площадками, специальными спусками для инвалидов. Набережную украшают архитектурные экспозиции, повествующие об истории края и людях, прославивших его. В дальнейшем, по мере сдачи второй и третьей очередей объекта, появится трехуровневая стоянка, причал для прогулочных судов. Набережная призвана соединить в некое общее эстетическое целое достопримечательности Тюмени - Свято-Троицкий монастырь, строительно-архитектурный университет, станцию Тура, мост Влюбленных.
Полюбилась ли набережная, ставшая самым дорогим и амбициозным за все время существования Тюмени объектом благоустройства, жителям и гостям города? В погожие выходные, праздники здесь гуляют в течение суток до 5-6 тысяч человек. В соцсетях и блогах отклики, за редким исключением, теплые, если не восторженные. Но, может, следовало бы быть скромнее, сократить траты за счет излишних "красивостей", направить деньги на решение других проблем, каких у Тюмени хватает? На этот вполне резонный вопрос губернатор области Владимир Якушев отвечает так:
- Когда потенциальные инвесторы размышляют, стоит ли вкладывать капиталы в тюменские проекты, они обязательно оценивают развитость инфраструктуры регионального центра, его привлекательность и удобство для жизни. Только за счет благоустройства Тюмени нам удалось привлечь миллиарды рублей инвестиций, и эти деньги работают на каждого жителя области.
Валерий Кулачковский, архитектор:
- Набережная призвана сделать город краше, притягательнее, усилить его инфраструктуру. Во время освоения нефтегазовых месторождений Севера полтора десятилетия Тура служила главным элементом транспортной схемы, а Тюмень - огромной перевалочной базой. Наследие того периода - промышленные берега. Вдоль них всякого рода производства, склады, погрузочные площадки. Одним словом, промзона. Она-то и отделила жителей от божьего дара - реки. Генплан справедливо предполагает освобождение берега от промышленных площадок. Хотят того их собственники или нет, им придется уйти с насиженных мест: общественные интересы выше корпоративных.