В регионах УрФО пригородные поезда заменят автобусами

С начала сентября в Челябинской и Курганской областях прекратили курсировать несколько пригородных электропоездов. В начале учебного года и в разгар уборочного садово-дачного сезона традиционный транспорт стал жертвой разногласий между пригородным перевозчиком и региональными властями.

Под сокращение суммарно попали 16 поездов: 6 в Курганской области и 10 - в Челябинской. По заявлению Свердловской пригородной компании (СПК), осуществляющей пригородные перевозки на территории ряда областей Большого Урала, власти этих субъектов РФ не выполняют условия договора по обслуживанию пассажиров этим видом транспорта.

Сегодня схема финансирования пригородных перевозок такова: субъект РФ заказывает необходимый объем транспортных услуг компании-перевозчику, с учетом ее затрат тарифные органы формируют экономически обоснованный тариф. Затем регион должен решить, какую часть затрат будет оплачивать житель, приобретая билет, а какую сможет компенсировать бюджет. Тариф устанавливается с учетом транспортной доступности и платежеспособности населения, как правило, он ниже себестоимости. Впрочем, пригородное железнодорожное сообщение убыточно и в большинстве стран Европы, где проблему его доступности решают по аналогичной схеме.

Согласно заявлению СПК, сокращение маршрутной сети - это крайняя мера, вызванная полным отсутствием финансирования пригородных железнодорожных перевозок со стороны двух региональных правительств. В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на территории присутствия Свердловской железной дороги прогнозируются в объеме 1,75 миллиарда рублей, компенсация выпадающих доходов - 1,44 миллиарда. Таким образом, средний уровень компенсации убытков составит 82 процента, а непокрытый убыток - более 313 миллионов рублей. Челябинская область должна выплатить 97,9 миллиона рублей, покрыв плановые убытки 2012 года на 27,5 процента, Курганская - 106 миллионов и 87,7 процента соответственно. В СПК заявляют, что власти этих регионов, имея задолженность по выплатам выпадающих доходов за 2011 год, в 2012 году сократили размер финансирования вдвое, сохранив при этом почти без изменений маршрутную сеть. И в текущем году не перечислили ни рубля. Причины разные, результат один - неудобство для жителей. Так, в Курганской области в числе шести отмененных электричек - единственная идущая до станции Пресногорьковка. Таким образом, до станции Зауралье на границе с Казахстаном курганские пассажиры теперь смогут добраться только на автобусе.

По закону компенсация выпадающих доходов пригородных перевозчиков закладывается в региональные бюджеты, однако в текущем году правительство Зауралья попросило помощи у Минфина России. Договоренность об этом была достигнута, но деньги в область пока не поступили. Учитывая дефицит зауральского бюджета, выделить эти средства из региональной казны сейчас невозможно.

Но курганские власти все же пытаются найти решение проблемы. Например, они готовы рассмотреть вариант, при котором эти расходы будут заложены в бюджет на 2013 год. Правда, губернатор Олег Богомолов подчеркнул, что в любом случае правительство региона будет работать только по фактическим убыткам железнодорожников.

- Мы просчитаем реально сложившиеся расходы и наши возможности, но в любом случае не оставим людей без транспортных услуг и от железнодорожных перевозок отказываться не намерены, - отметил Богомолов.

Тем временем южноуральские власти вообще сомневаются в эффективности организации пригородных перевозок и целесообразности траты на эти цели бюджетных средств.

- В областном бюджете на покрытие убытков по пригородным перевозкам предусмотрено 100 миллионов рублей. Между тем Свердловская и Башкирская пригородные компании нам уже сейчас выставляют цифру 196 миллионов. Чем она обоснована? - задается вопросом Олег Грачев, первый вице-губернатор Челябинской области. - По расчетам наших специалистов, даже при наполняемости вагонов электричек на 35 процентов перевозки были бы рентабельны. Если же рассчитанный на сто пассажиров вагон действительно везет только 15-20 человек, то к организации перевозок железнодорожники подходят не совсем заинтересованно. Есть определенная категория льготников - они посчитаны. Но оплачивать из казны перевозку воздуха мы не собираемся.

По оценкам региональных властей, фактически вагоны электричек заполнены на 20 процентов. Это говорит о том, что железнодорожники либо гоняют поезда по невостребованным маршрутам в непопулярное время, либо проигрывают войну "зайцам". Руководство СПК не согласно с позицией южноуральских властей.

- Заказчиком пригородных пассажирских перевозок является правительство области, - подчеркивает генеральный директор СПК Евгений Савостин. - Если оно считает маршруты невостребованными, то вправе изменить маршрутную сеть. Если эти маршруты являются социально значимыми и нет возможности от них отказаться, то можно сократить составность вагонов.

Челябинская область, вероятно, пойдет по пути замещения пригородного железнодорожного сообщения автобусным. Частные автоперевозчики уже готовы увеличить количество маршрутов.

Между тем челябинское УФАС России направило в адрес перевозчика предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. "Такое поведение может привести к необоснованному прекращению производства услуги, если на нее имеется спрос", - говорится в официальном заявлении антимонопольщиков.

На этом фоне выгодно смотрятся Свердловская область и ХМАО. На Среднем Урале уровень покрытия убытков из бюджета региона превысил 85 процентов. В Югре по итогам года компенсация составит 100 процентов. Таким образом, автономия попала в число 11 российских регионов с полным покрытием убытков. Впрочем, и количество электропоездов и перевезенных ими пассажиров здесь несопоставимо с показателями соседей - вдвое меньше, чем, например, в Курганской области.

На днях СвЖД предложила признать действующую маршрутную сеть пригородных поездов минимально допустимой для обеспечения транспортной доступности и в дальнейшем количество электричек не сокращать.

Тем временем

Федеральные власти сообщили о намерении прекратить с 2014 года субсидирование пригородного железнодорожного транспорта. В 2011 и 2012 годах (и в планах на 2013-й) правительство РФ компенсировало по 25 миллиардов рублей за использование пригородными компаниями железнодорожной инфраструктуры. Через два неполных года эти компенсации могут отменить. Тогда расходы и потребителей, и региональных бюджетов могут резко возрасти. Кроме того, с 2013 года Минфин РФ планирует отказаться от софинансирования льготного проезда пригородным железнодорожным транспортом школьников и студентов, что удвоит стоимость проезда для этих категорий пассажиров.Существование пригородного железнодорожного транспорта оказывается под вопросом, поэтому железнодорожники призвали пассажиров принять участие в акции "Спасем электричку!", которая стартовала на этой неделе на вокзалах во всех крупных городах России. Людям предлагают поставить подписи под коллективным обращением к федеральному правительству с призывом не сокращать социальные обязательства государства. По словам начальника СвЖД Алексея Миронова, вопрос обсуждается с властями регионов УрФО. Он отметил, что пригородное железнодорожное сообщение однозначно сохранится, однако о конкретных моделях решения говорить рано.