Были введены определения всех видов алкогольной продукции, что очень важно, поскольку сегодня непонятно, какой продукт к какой категории относится, и потребитель, покупая один продукт, на самом деле приобретает совсем другой.
Законопроект вызвал большую дискуссию в обществе. Два с половиной года мы работали совместно с правительством над этим законом. В ходе работы над текстом старались учесть мнения всех сторон алкогольного рынка. Но мы прекрасно понимали, что усиление контроля за ранее слабо регулируемой сферой будет всегда вызывать недовольство тех, кого устраивало отсутствие должного внимания государства к производству и обороту алкоголя в стране.
В ближайшее время будет внесено достаточно большое количество поправок, связанных с упорядочением рынка. В Госдуму внесен законопроект о выведении производителей традиционных натуральных слабоалкогольных напитков из-под лицензирования. Медовуха, сбитень и сидр (яблочный квас) и пуаре (грушевый сидр) являются традиционными российскими напитками, известными на Руси еще с незапамятных времен. Яблочный квас, или как его стали называть в России начиная с XIX века в угоду моде на французский манер сидр, являлся одной из разновидностей плодового кваса и на протяжении веков был очень популярен среди населения.
Благодаря энтузиазму отечественных предпринимателей, отыскавших старинные рецепты производства и познакомивших российского потребителя с традиционными натуральными напитками, производство медовухи и сидров (яблочного и грушевого квасов) начиная с 2004 года постепенно возрождалось.
В Российской Федерации производством натуральных напитков в основном занимаются малые и средние предприниматели в культурно-этнографических центрах (Суздаль, Сергиев Посад, Коломна и иных местах России) в целях воссоздания полноты национальных традиций. Существенное изменение объемов производства натуральных напитков потребует не только привлечения инвестиций в обустройство новых садов и пасек, но и позволит создать новые рабочие места и остановить негативную тенденцию сокращения сельхозплощадей под семечковыми культурами, а также привлечь в государственную казну дополнительные поступления от акцизов.
Проведена достаточно серьезная работа по предотвращению потребления алкоголя среди детей. Кроме того, было введено много технических мер, которые позволяют минимизировать производство и продажу контрафакта. Это был первый блок законодательных инициатив, в который мы продолжаем вносить поправки, чтобы закрепить механизм, создающий госконтроль и госрегулирование рынка. Второй же блок направлен на деалкоголизацию населения.
Но самое главное: мы уже готовим второй законодательный пакет по деалкоголизации общества. Основной задачей Госдумы в области отраслевого регулирования на 2012 год станет разработка очередного пакета законопроектов, которую условно можно разделить на два больших блока - "социальный" и "технический". Данный пакет будет в основном сконцентрирован на социальном аспекте: развитие социальной рекламы, профилактика алкоголизма и социальная ответственность бизнеса. Во второй части пакета будут вопросы, связанные с совершенствованием законодательства при использовании системы ЕГАИС, лицензирования розничной торговли, ужесточения законодательства за подделку акцизных марок и оборота контрафактной продукции. А также с существенным ужесточением наказания для чиновников, которые "крышуют" не только нелегальный алкоголь, но и схемы производства контрафакта и ухода от налогов. Такие действия должны быть приравнены к статьям Уголовного кодекса, где говорится о подрыве безопасности государства. Летом в Госдуму был внесен проект федерального закона "Об ограничениях производства, розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков". Резкий рост употребления молодежью энергетических напитков в последнее время вызывает серьезные опасения. Ассортимент таких напитков постоянно расширяется, производители наперебой рекламируют через всевозможные СМИ свою продукцию. Большинство "энергетиков" создаются с вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной привлекательной потребительской упаковке, содержащей молодежную символику, чем увеличивают свою аудиторию потребителей. Наряду с этим сведения о наличии тонизирующих веществ в энергетических напитках производители намеренно размещают на упаковке плохо читаемым мелким шрифтом, не привлекающим внимания. Это создает ложный имидж данной продукции как близкой к обычным прохладительным напиткам и абсолютно безвредной. При этом, по данным медиков, у многих потребителей таких напитков формируется зависимость к ним, что зачастую приводит к обострению протекавших до этого скрытых психических заболеваний.