В России уже работают более 6000 немецких фирм. Одна из тенденций нового времени - количество совместных предприятий идет на убыль. Тем не менее представитель предприятия "Кировский завод" в Германии Райнхольд фон Унгерн-Штеренберг видит большие возможности российских малых и средних совместных предприятий в производстве комплектующих. Предприниматель подчеркнул необходимость повышения их технологического уровня, чему с охотой готовы послужить немецкие коллеги.
Немецкие МСП хотя и с опаской, но все дальше и активнее завоевывают новые и новые сегменты российского рынка. Особенность российского восприятия немецких предприятий в том, что больше внимания уделяется, скорее, неизвестным в России фирмам.
Как констатировали участники форума, между российскими и немецкими предпринимателями много общего: и те и другие стремятся к сокращению бюрократических затрат и снижению налогов. Оказалось, нем цам есть чему поучиться у россиян. Немалым преимуществом российского рынка представитель консалтинговой компании "Хилл Интернешионал Дойчланд" Андре Штадсхольт назвал политическую стабильность России и растущие доходы населения. Недостатки же отчетливо заметны на рынке трудовых ресурсов. Эксперт подчеркнул, что особенно трудно найти квалифицированные кадры в регионах.
По мнению Андре Штадсхольта, главная проблема немецких предпринимателей в России - высокая стоимость обучения квалифицированного персонала. Особенность современных трудовых ресурсов в стране - отсутствие интереса к карьерному росту и профессиональной перспективе при высоких требованиях к окладу. Интересная деталь - преобладание авторитарных черт у руководителей российских предприятий, в противовес коллегиальному стилю немецких коллег, которые делают акцент на обсуждение проблем.
Управляющий Германо-российского форума Мартин Хоффманн подчеркнул необходимость учитывать формирование имиджа обеих стран. Как показывают исследования, российские предприниматели немного знают о Германии, но открыты и доброжелательны. Немцы, напротив, имея прекрасное представление о политической и социальной ситуации в России, с некоторым предубеждением подходят к установлению первого контакта: 45% россиян не против пообщаться с немецкими бизнесменами, в Германии число симпатизирующих нашим ограничивается 25%.
Тем не менее для немецких бизнесменов деловые партнеры из РФ - предпочтительнее многих западных. Мартин Хоффманн назвал отношения российских и немецких предпринимателей "неразделенной любовью" - на симпатии и открытость россиян немецкая сторона реагирует, скорее, сдержанно.
Не менее важный аспект, который иногда отсутствует в немецком подходе, - открытость по отношению к гражданскому обществу в России. Как пример более открытого и сердечного тона общения с российской стороны Хоффманн назвал простое и быстрое получение российской визы, а также отсутствие препятствий при въезде в Россию. Германия, по его мнению, напротив, отталкивает российских деловых партнеров длительной визовой процедурой и долгими бюрократическими формальностями при пересечении границы.
Руководитель консалтингового российско-немецкого предприятия Ульф Шнайдер констатировал, что средний класс в России постоянно растет, однако МПС по-прежнему недостает. Шнайдер высказал высокую похвалу российским менеджерам и подчеркнул успехи в модернизации российской промышленности. По оценке специалистов, российские предприятия могут предложить весьма прогрессивные рыночные продукты прежде всего в области программирования и компьютерных технологий.
Представительница профессионального центра "БАЦ" Мария Бухбах рассказала, что ее коллеги успешно осуществляют проекты по профессиональному обучению в Германии выпускников вузов Республики Коми, Ханты-Мансийского автономного округа и Кировской области. Курсы, на которых изучается маркетинг, локализация, управление предприятием и правовые нормы, целиком финансируются из бюджета Евросоюза. Более 450 россиян прошли обучение в ФРГ и успешно работают в России. О повышенной заинтересованности в подготовленных кадрах, которые сотрудничают с немецкими коллегами непосредственно на территории России, свидетельствует программа германского министерства экономики по подготовке российских менеджеров - представителей МСБ. Обученные в Германии российские бизнесмены смогут применить полученный опыт эффективной работы в своих областях и, в свою очередь, будут обучать персонал собственных фирм. А это рано или поздно обернется дополнительной прибылью их немецких партнеров.