Автовладельцы смогут сами выбрать форму компенсации по ОСАГО
Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов. По их мнению, действующая редакция закона ставит потерпевшего и страховщика в неравные условия, так как право выбора формы компенсации закрепляется за страховой компанией, а закон предоставляет потерпевшему лишь возможность согласиться с предложением страховщика либо отказаться от него.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на защиту интересов как страхователей, так и иных участников дорожного движения, а принятие законопроекта позволит обеспечить полную реализацию права потерпевшего на возмещение вреда, говорится в сопроводительных документах к законопроекту.
Если документ будет принят, он внесет поправки в статью 13 закона об ОСАГО и потерпевший сам сможет выбрать форму возмещения убытка. Согласно действующему законодательству, выбрать сумму ремонта и организовать его имеет право только страховая компания, которая согласовывает эти условия с пострадавшей в результате ДТП стороной. По словам Нилова, документ позволит обеспечить более полную реализацию права потерпевших на возмещение вреда.
Инициатива депутатов неновая. Их опередил минфин, разработавший законопроект с такими поправками почти два года назад. В РСА считают, что проект минфина содержит целый комплекс поправок в закон, поэтому необходимости внесения в Госдуму отдельного законопроекта на эту тему нет. "В профессиональном сообществе не раз обсуждались подобные предложения, и в целом со стороны страховщиков нет какого-либо негатива в отношении подобных изменений", - говорит директор по страхованию компании "ИНТАЧ страхование" Михаил Ефимов.
Впрочем, далеко не все эксперты поддерживают эту новацию. По мнению руководителя отдела страхования автотранспорта и имущества физических лиц компании "Чартис" Романа Тихоненко, право страхователя согласиться с предложением страховщика или отказаться от него ничем не отличается от права принятия решения. Изменение законодательства никак не повлияет на текущую практику урегулирования по ОСАГО.
"Страховая компания не может навязывать способ возмещения потерпевшему, она может только предложить его, - считает председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. - Здесь не столько проблема в законодательстве, сколько в его применении. Если в законе что-то напишут, ничего не изменится. Страховая компания организует оценку ущерба. То, что на страховые компании накладывается такая обязанность, приводит к тому, что они привлекают аффилированных оценщиков, которые работают на страховщиков, они занижают размер ущерба. Если это пытаются поправить депутаты - это правильно. Если речь идет о способе возмещения, то это и так закон предусматривает".
В Европе практика прямого возмещения убытков по ремонту машин автовладельцам, застрахованным по ОСАГО и попавшим в ДТП, является абсолютно стандартной. Клиент имеет право выбрать любой вариант возмещения, если это "натура", то между ним и страховой компанией не происходит практически никаких финансовых расчетов. Опыт показывает, что такой метод возмещения выбирают в основном владельцы новых автомобилей. Страховая компания возмещает автосервису, в котором производится ремонт, стоимость запчастей и необходимых ремонтных работ. Условием, однако, является сдача автомобиля в ремонт сертифицированному, партнерскому автосервису страховщика. Список таких СТО опубликован.